kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna

ДНЕВНИК ПОХОДА К ПЯТИОЗЁРЬЮ

1 день, пятница. Приехали в пос.Романтик (Архыз) рейсовым автобусом в 17-00. Переобулись в ботинки, чтобы облегчить рюкзаки, трекинговые палки в руки и вперёд по шоссе до слияния реки Дукки с Речепстой. Мимо проносятся спортсмены-велосипедисты, выпучив на нас глаза – здесь давно никто пешком не ходит. 4 км пробежали под горку и, воодушевлённые, продолжили путь наперегонки с КАМАЗами по грунтовке вдоль Речепсты.Ориентир – сосновый «хохолок» на холме, под которым рекомендуемая стоянка. Вечереет, устали глотать пыль, поднимаемую бесконечным караваном тяжёлых машин, до стоянок под «хохолком» не дошли метров 500, нырнули влево в кусты и на берегу Речепсты нашли премиленькую полянку для палатки.
Подвиг 1-го походного дня – 8 км, набор высоты – 150 м.

2 день, суббота. Дневка. Наш тихоход черепаха Тортилла валяется в палатке, приходит в себя после вчерашнего подвига. Остальные члены нашего маленького отряда с целью акклиматизации ушли в «разведку» к «хохолку» по грунтовке. Мимо настоящее паломничество машин, коней, туряг. Суббота однако. КАМАЗы и цементовозы не отдыхают – носятся туда-сюда по грунтовке, которую превращают в широкополосную дорогу. Эксковаторы и бульдозеры вгрызаются в склоны ущелья, срывают грунт и до того изменили ландшафт, что местность по многочисленным описаниям мы не узнали. Строится дорога через перевал Пхия предположительно на Красную поляну, если договорятся с Биосферным Заповедником. Мы застали процесс создания серпантина практически уже на перевале Пхия. Шум, пыль, гарь и копоть. Чистый горный воздух испорчен.

3 день, воскресенье. Вопреки описаниям всяких трудностей на пути преодоления подъёма на холм с «хохолком» прошли это испытание достойно. Наверху нас приветствовало стадо коров, которые выстроились вдоль тропы. Мелочь, а приятно. Но насладиться вдоволь общением с животными не удалось по причине грозы. По пути к кошу в середине долины Речепсты 2 раза сидели под тентом, пережидая грозу, а потом месили грязь, ускорив движение к следующей намеченной стоянке, до которой, впрочем, не дошли примерно 1 км, бросив промокшие «кости» на первой же подходящей полянке недалеко от ручья с кристально чистой водой. Пастухи из коша, который нам уже был виден из палатки, соблазняли нас тёплой комнатой с кроватями, но мы отказались. Не за тем мы пришли в горы из уютной квартиры, чтобы нежиться в кроватях.
Скромный итог дня - 4 км, набор высоты - 400 м.

4 день, понедельник. Понедельник – день тяжёлый, но не в нашем случае. Всю ночь грохотала гроза и поливал дождь, так что мы выспались и хорошо отдохнули. В 12-00 развиднелось. Собрали пожитки и выдвинулись в сторону пер.Речепста-Пхия. 2 раза переходили Речепсту, что сильно замедлило продвижение к цели. Один брод перед кошем с гостиницей, другой – перед входом в перевальный цирк. Возле одного из ручьёв, стекающих из-под перевала, становимся на ночёвку.
Итог дня – 5 км, набор высоты – 250 м.

5 день, вторник. В этот день недели всегда вспоминаю анекдот про школу.
- Дети, запишите в дневнике – родительское собрание во вторник.
- Марь Ивановна, а как писать: вторнЕк или вторнИк?
- Пишите, в среду.
Директор школы: - Мария Ивановна, почему перенесли родительское собрание?
- У меня спросили как писать слово «вторник», а я не знала.
- Ну, Мария Ивановна, это же не порядок! Для этого существует орфографический словарь, - директор берёт с полки словарь, листает. – Мария Ивановна, да на букву «ф» и слова-то такого нету!
Кстати, бородатый анекдот и сегодня актуален - такое образование дают в школе.
Вышли на перевал в 8-00. Шли не спеша, глазея по сторонам. Особо напрягаться не пришлось, т.к. пер. Речепста-Пхия (н/к, 2796 м) – простой, ночевали мы под перевальным цирком, так что за 2 часа грязного времени с длительными остановками на фотографирование всего, что попадалось на пути (цветочки, снежники, горы, себя любимых), взошли на седловину перевала и ахнули от панорамных видов. Не смотря на хорошую погоду и практически пол дня до вечера, решили здесь ставиться (благо вода в соседнем снежнике), обежать все пупыри на хребте вблизи перевала и вволю наснимать обалденные виды.
Набор высоты – 300 м, сколько в километрах даже затрудняюсь сказать. Наша Тортилла не успела устать.

6 день, среда. Любимый день недели: успеваешь пережить трудности понедельника, раскачаться после выходных, а впереди всего 2 дня до новых выходных. В этот день предстояло пробежаться по Загеданскому хребту. Кстати, с пер.Речепста-Пхия видна Загедан-скала, в районе которой Пятиозёрье – цель нашего похода. Это грело душу и вселяло надежду, что ночевать будем там, ибо все нормальные туристы добираются до озёр за 1-2 дня, а особо талантливые ходят туда-обратно всего за 1 день! Нам встречались такие, но были они от супер рекордов еле живые. Не было у них сил шевелить даже языком, а ноги еле волочили – того и гляди свалятся на тропе. Тьфу-тьфу, на Загеданском хребте встречается пара мест, куда есть лететь – костей не соберёшь. Одним словом, нам такие рекорды не нужны. На траверсе хребта, когда мы преодолели все узкие места и вышли на так называемое «футбольное поле» (до озёр рукой подать), нас накрыла гроза с градом. Немного побило наши тушки, пока под порывами ветра в спешном порядке раскладывали палатку. Вот это был рекорд, достойный книги Гинесса! Никогда до этой грозы так быстро палатку мы не устанавливали. 3 часа сидели на рюкзаках, придерживая полог палатки, чтобы ветром не унесло – не очень комфортно, зато тепло и сухо. Спустились с хребта к первому на пути озеру и там «причалили».
Итог дня: прошли траверсом по Загеданскому хребту – 8 км, пройдя транзитом перевалы (Речепста-Пхия (н/к, 2796 м), Ацгара Верхний (1 А, 2736 м), Пхия –Ацгара Восточный (1А, 2681 м), Уруп-Пхия (1А, 2646 м)), по пути взобрались на «пупыри» высотой 2819 м, 2861 м и 2809 м, сверху лицезрели 6 озёр: 2 Медвежьих (2572 м) и 4 озера из шести Пятиозёрья, сброс высоты – 280 м.

7 день, четверг. Отличная погода. Склон Загеданского хребта, повёрнутый к Пятиозёрью (северный), покрыт языками снежников, перемежающихся участками зелёной травы. Вид довольно пёстрый, почти что зебриный окрас. Решили прогуляться по той части Загеданского хребта (западной), где вчера не ходили. Отсюда замечательный вид на слияние рек Пхия и Лаба. К 12-00 начали собираться кучевые (дождевые) облака. Говорили же нам, что эта часть Архыза с повышенной влажностью, а июнь – самый дождливый месяц. Не верилось, когда на равнине разгар лета, на пороге самый жаркий месяц – июль. Какие могут быть дожди? Вот и мокните, Фомы Неверящие.
Итог дня: прошли всю западную часть Загеданского хребта до долины Большой Лабы, пер.Уруп-Ажога, спускались в д.р.Большая Ажога к озёрам – истокам Большой Ажоги, видели сверху: Пятиозёрье с другого ракурса (как бы в профиль), 3 озера Большой Ажоги. Сколько наша прогулка в километрах не могу сказать – не считали, но ноги сказали, что много.

8 день, пятница. Обожаю пятницу. Конец рабочей недели, впереди вожделенные выходные дни. Правда в походе пятница не имеет такого сакрального значения. День как день, только хмурое утро. Наша маленькая группа пришла к выводу, что место под палатку мы выбрали ветреное. И пока погода окончательно не испортилась, решили переезжать с Верхнего озера на озеро (2455 м), ближайшее к Загедан-скале. Тем более, что с него удобнее продолжать запланированное походом: восхождения на пер.Загеданских озёр и Загедан-скалу. Все путеводители и отчёты рекомендуют для стоянки именно это место. Покидали в беспорядке шмотки в рюкзаки и отправились на новое место «жительства». Нужное озеро прекрасно было видно с нашей кочки, где стояла палатка. Оно действительно недалеко, но напрямую к нему не подойдёшь. Необходимо обойти озёрную ступень Пятиозёрья полукольцом. Плутать не пришлось, благо сразу же нашлась хорошо натоптанная тропа. Она-то и привела нас на отличные травяные площадки. Мы долго выбирали место под палатку, как будто собирались здесь остаться жить навсегда. Остаток дня шуршал противный, какой-то осенний дождик.
Итоги дня – прошли неприлично мало.

9 день, суббота. Бездарно пролежали весь день. На улице дождь. В палатке светло, тепло и мухи не кусают.

10 день, воскресенье. Библия говорит, что Бог работал 6 дней, сотворяя мир. На седьмой отдыхал, и нам велел в этот день не работать. Мы и не работали, и вообще ничего не делали. На улице густой сырой туман – зги не видно. Лежали по спальным мешкам и играли в «угадай мелодию с 10 нот». Хорошо, что радио работало, а то хоть вой от скуки. На 40 мин в промежутке между накрапывающим дождиком и туманом удалось сбегать к «озеру с камнем», которое немного выше. Была у нас информация, что оно тёплое, и летом все здесь принимают водные процедуры. Нам бы тоже они не помешали, но... конец июня в этих местах ещё не лето, так что гигиенические процедуры отложили до лучших (тёплых) времён. Одним словом, бездарно прожрали (прожили) ещё один день – последний день июня.
Итог дня: 1 озеро («озеро с камнем» по классификации туристов), 300 м.

11 день, понедельник. Новый месяц начался просто чудесно - первое солнечное утро без облаков. Подъём в 5 утра, сколько ж можно дрыхнуть? Выход в 6-00. Палатка заледенела, трава в инее. Была самая холодная ночь. По плану траверс хребта от пер.Загеданских озёр (1Б, 2732 м) до пер.Надежда. У Тортиллы другие планы – хозяйственно-бытовые работы, а потом хождение по зарослям рододендронов по-соседству с целью эстетического наслаждения органа обоняния (по-простому – носа). Во второй половине дня устроили 2-х часовую прогулку вокруг Пятиозёрья. Озёр на самом деле не 5, а 6. Шестое деградирующее озеро для удобства называют Лишним. Оно, в общем, и не озеро, а болотце. В Пятиозёрье приходят только переночевать, считая, что смотреть тут нечего. И зря. При наличии информации тут можно застрять надолго.
Итог самого «урожайного» дня похода: 3 перевала (Загедан, Загеданских озёр, Надежда), 11 озёр (2-Двуозёрья, 6-Пятиозёрья, 3-в д.р.Большая Ажога). Сколько прошли в км и набора-сброса высоты в метрах – немеряно, не поддаётся вычислению. Много, очень много.

12 день, вторник. Отличное безоблачное утро – подходящая погода для восхождения на Загедан-скалу (3085 м), которая нависает серой «тушей» неведомого животного над Пятиозёрьем. Тортилла, услышав, что на восхождение в одну сторону необходимо 4 часа, осталась отлёживать бока в палатке, сказав, что для таких подвигов она устарела, тем более, что Скала за ночь «поседела» то ли от инея, то ли от лёгкого припорошивания снежком. Взойти на самую высокую часть Скалы у нас не получилось. Как только прошли её «хвост» и подошли к узкому обледенелому месту, решили не рисковать – при порывах ветра запросто можно «полетать» над Пятиозёрьем, только недолго. Времени до конца дня оставалось как говорится «вагон и маленькая тележка», поэтому решили перебазироваться к месту слияния Восточной и Западной Ацгар (2100 м). По ущелью Западной Ацгары, которая вытекает из озера 2455 (наша стоянка), идти всего 6 км вниз (сброс высоты – 350 м). Представляете какой уклон? Ноги сами бы побежали вниз. Но... дно ущелья заросло высокой травой, тропы отсутствуют (таким путём практически не ходят). Одним словом, продирались по джунглям вниз долго.
Итог дня – 6 км, сброс высоты – 350 м. Прошли всю Западную Ацгару от истоков до слияния её с Восточной Ацгарой. Любовались водопадом на Восточной Ацгаре издали.

13 день, среда. От слияния Ацгар обычно уходят на перевал Ацгара и возвращаются в пос.Романтик (пос.Архыз). Но Тортилла заявила, что быть рядом с Поляной маков (5 км – это, по её понятиям, рядом) и не полюбоваться цветущими маками – недопустимо. И мы, перейдя вброд Ацгару, потащились вниз по ущелью к этой поляне. Нужно отметить, что долина Ацгары красивая. Тропа лёгкая, выводит к луговому расширению долины (длина -2,5 км, ширина – 0,3 км) с густым сосново-еловым лесом. Это и есть Поляна маков (1820 м), но... зарослей маков не ждите. На краю поляны балаган пастухов, стадо коров, табун лошадей и отара овец которых сожрали и вытоптали маки. Только по каменистому берегу реки, куда животные опасаются выходить, чтобы не оказаться в бурной воде, вовсю цветут уцелевшие маки и другие цветы, дающие нам представление, какая она, Поляна маков, была великолепная. На самой поляне мы не увидели ни одного маковного цветочка и вообще никаких цветов. Прошли всю Поляну вдоль и поперёк (большую часть она болотистая), любовались окрестностями: г.Орлиная, поросшие лесом склоны г.Уруп, в которых глубокие балки с водопадистыми ручьями (Медвежий, Турий).
Итог дня – 5 км, сброс высоты – 280 м (прогулка по Поляне не в счёт). Из достопримечательностей: небольшие полянки маков, 2 водопада Медвежий, Турий (издали), обещанный рекламой эффектный закат на красных скалах г.Орлиная не впечатлил.

14 день, четверг. Утром посетили водопад ручья Медвежьего на другом берегу реки. Никакой чёрт к нему не ходит, поэтому знатно ободравшись в буреломе, решили не тратить отличный денёк тут и уходить во свояси. Недолгие сборы, знакомая тропа вдоль Ацгары, и вот мы уже, миновав слияние Ацгар, устанавливаем палатку под водопадом (25-30 м) на Восточной Ацгаре. Собирается гроза.
Итог дня – 7 км, набор высоты – 300 м. Видели: 2 водопада (Медвежий и Восточная Ацгара).

15 день, пятница. Правее водопада без тропы поднимаемся в висячую долину Восточной Ацгары. После ночной грозы в высокотравье промокли до трусов. В ботинках хлюпает вода. Если бы не взошедшее солнце, околели бы от холода. Выйдя из субальпийских лугов в альпику, вылили из ботинок воду, отжали носки и согрелись. Настроение сразу же улучшилось. В западном цирке пер.Ацгара стало понятно, что будет очередная гроза. Мокнуть не хотелось. Решили не спешить «брать» перевал. Установили палатку (вовремя!), и в 11 час началась гроза. В 14 часов погода улучшилась до такой степени, что мы покинули уют палатки и отправились бродить по озёрам в Восточной части Загеданского хребта.
Итог дня – 4 км (без прогулки), набор высоты – 400 м. Видели 1 водопад, 5 озёр: лужу-озеро (бессточное), озеро 2492 (заснеженное), Медвежье (2582 м), озёра 2640 и 2605.

16 день, суббота. Место нам так понравилось, что решили задержаться здесь ещё на сутки, чтобы пробежаться по «пупырям» Загеданского хребта, обозреть с них окрестности, ещё раз сходить к Медвежьему озеру. Кстати, из всех Загеданских озёр с южной и северной стороны Загеданского хребта оно нам понравилось больше всего. Не зря у него единственного на схеме-карте Ляпина обозначено название. Возникает вопрос, почему Медвежье? Неужели тут водятся медведи? До ближайшего леса не один десяток километров. Загадка.
Итог прогулки: те же 5 озёр, 1 водопад, 4 вершины Загеданского хребта (2861, 2905, 2809, 2791), 2 перевала (Ацгара Верхний, пер.2729). Сумасшедший километраж и набор-сброс высоты не поддаётся вычислению.

17 день, воскресенье. Пришло время «взять» пер.Ацгара (н/к, 2715 м). К нему короткий подъём по склону крутизной 20-30 градусов с набором всего 150 м высоты. Седловина - каменная площадка (ширина – 10 м и длина - 30 м). Отсюда, траверсируя склон на восток, с небольшим набором высоты уходит тропа на пер.Чилик (1А, 2890 м), который практически рядом. Мы решили сходить на него без рюкзаков (налегке), чтобы разведать путь на озеро Чилик. Тортилла осталась ходить по окрестностям перевального турика. Воскресенье – рабочий день у коней, которые завозят туристов из пос.Романтик (Архыз) на перевалы. Сфоткаются с видом на долины с перевала, и... можно вниз с отчётом в Инстаграм о покорении вершин Кавказа. Ночевали на слиянии истоков Речепсты.
Итоги дня: 2 перевала (Ацгара, Чилик), видели 7 озёр, прошли 10 км, набор-сброс высоты – много (в мозгах помутнело).

18 день, понедельник. Спустились по пути подъёма на Загеданский хребет мимо балаганов пастухов под холм с сосновым «хохолком». Спускаться-то веселее, чем подниматься, и значительно быстрее. За две недели нашего отсутствия дорожники продвинулись дальше в горы за пер.Пхия. Тут к нам подбежал растерянный руковолитель разновозрастной тургруппы с уточнением пути на Пятиозёрье. Говорит, что был там раза три несколько лет назад, местность не узнал, думал, что заблудился. Вот что с природой сделала пришедшая в горы цивилизация в виде шоссейной дороги! Ночевали в долине реки Дукки, немного выше её слияния с Речепстой (Архыз).
Итоги дня – 10 км.

19 день, вторник. Утром решили, что видели недостаточное количество озёр. Почему бы не наведаться на Аркасарские (Дуккинские) озёра, которые недалеко от нашей стоянки на берегу Дукки. Тем более, что с Загеданского хребта мы наблюдали их заснеженное местоположение в цирках Аркасарского хребта. И хотя мы там уже были несколько лет назад, но как говорят в Одессе: озёра в снегу и без – это две большие разницы. Тортилла, как всегда уклонилась от коллектива, заявив, что озёра с цветущими берегами её прельщают больше, чем с заснеженными. Она, мол, не хочет разочаровываться и портить былое впечатление от озёр Аркасара. Мы ушли бродить по знакомым окрестностям к озёрам (как всегда не обошлось без грозы в количестве 2 шт.), а Тортилла отправилась на дорогу гонять белых бабочек, расплодившихся в неимоверном количестве.
Итог прогулки: 1 водопад, пер.Цирус, 4 озера.

20 день, среда. Пора и честь знать. В 7 утра мы уже сидели на остановке общественного транспорта в пос.Романтик. Подкатил автобус, закинули существенно «похудевшие» рюкзаки в салон и покатили на равнину к мороженному и вокзальным пирожкам. До автобуса пробежали 4 км.

Итоги похода:
12 перевалов - Речепста-Пхия, Ацгара Верхний, пер.2729, Пхия –Ацгара Восточный, Уруп-Пхия, Уруп-Ажога, Загедан, Загеданских озёр, Надежда, Ацгара, Чилик, Цирус.
Траверс Загеданского хребта.
8 долин рек – Архыз, Речепста, Большая Ажога, Западная Ацгара, Ацгара, Восточная Ацгара, Дукка, Малая Дукка.
5 водопадов – на Восточной Ацгаре, Медвежий, Турий, водопад из Двуозёрья в д.р.Загеданка и водопад из озера 2605 в д.р.Восточная Ацгара.
27 озера – 3 - в д.р.Б.Ажога, 6 - Пятиозёрья, 2 - Двуозёрья, 7 - под северными склонами восточной части Загеданского хребта (2422, 2577, 2441, 2492, Медвежье (2582 м), 2640 и 2602), 3 - в д.р.Речепста (правый исток) (2626, 2 крошечных на перевале Ацгара), 2 – в истоках р.Чилик (2857 и 2592), 4 Аркасарских (Дуккинских) озера.
Пройдено по линейному маршруту с учётом К=1,2 - 86 км (без учета прогулок к интересным объектам).
Количество «купаний» под грозой – не поддается подсчету.

Tags: Карачаево-Черкессия, Россия, горы, природа, туризм
Buy promo for minimal price.