kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

ЧАСТЬ 1. УЩЕЛЬЕ ЛЕГЕНД

Джегошские водопады
«Джегошские водопады» на Яндекс.Фотках

«33 водопада», «Изумрудные водопады на ручье Джегош», «Водопады счастливого ручья», «Джиппинг по реке Шахе к уникальным водопадам», «Захватывающее путешествие в урочище Джегош». Это не разные экскурсии, как может показаться обалдевшему от южного солнца курортнику, а маленькая хитрость торговцев туруслугами, не ищущих новые маршруты, а выдумывающих фантастические названия одному и тому же объекту, чтобы только впарить путёвку разомлевшему от морских купаний гостю Черноморского побережья. Хоть конкурс устраивай на лучшее название экскурсионного тура! Но, как известно, реклама – двигатель торговли, без неё в наше время никуда. По этому поводу вспоминается анекдот, возникший в нашей стране, очевидно, одновременно с рекламой.
«Попал мужичок после смерти на небеса. Стоит перед воротами: на одних надпись – Рай, на других – Ад. Выходит Архангел и спрашивает мужика, куда он желает попасть: в ад или в рай.
- А где лучше? – мужичок боится прогадать.
- Выбирай, - и Архангел приоткрыл ворота в Рай.
Мужик-хитрован заглядывает в щель одним глазком. А там солнышко светит, птички щебечут, цветочки благоухают, души чистенькие, беленькие порхают. Скукотища, одним словом.
- А что Ад предлагает? – интересуется новопреставленный.
- Ну, что ж, смотри, - и Архангел распахнул ворота в Ад.
Музыка гремит, души мужиков сидят в обнимку с душами-бабами, режутся в карты, хлещут водку, дым от папирос столбом, хоть топор вешай, драки, отборный мат…
- Вот это по мне, - радостно закричал мужик и побежал к адовой тусовке.
Ворота за ним захлопнулись. Два огромных чёрта подхватили его под мышки и сунули в чан с дерьмом по самую шею.
- А где же бабы, водка, карты, танцы? – возмутился мужик.
- А то была реклама, - сказал Чёрт и скомандовал, - а теперь погружение. Перерыв закончился».

Реклама - рекламой, а «нас на мякине не проведёшь»: знаем мы все хитрости и уловки местного турбизнеса. Но заглядывать в ларьки крупных туроператоров полезно: там, помимо красочных буклетов и наборов открыток, можно купить карты с обозначением интересных объектов (что редкость! Обычно указывают улицы и гостиницы на них…) и книжонки здешних краеведов-путешественников. И вот попадаются мне на глаза «Легенды Сочинского побережья». Любительница всякой «развесистой клюквы», я, конечно же, её купила. Это такая подлянка местной туриндустрии: сказки и были, интересные объекты, как к ним добраться, сколько километров, масса полезной информации. Листая её на пляже, я наткнулась на описание знаменитого на всё побережье экскурсионного маршрута – «33 водопада». Вспомнилось, как несколько лет назад меня уговаривали поехать на эту экскурсию аж из-под Геленджика! А это 200 км в один конец. Тогда меня смутило не расстояние, а то, что на нитку маршрута навешано столько сопутствующего, что самим 33 водопадам отводился какой-то мизер времени. А ведь они были главными в туре. Ну, посудите сами, как расписывают маршрут местные туроператоры:
чайные плантации – 10 мин.
чаепитие и знакомство с бытом и обычаями адыгов – 1 час
переправа по реке на ГАЗ-66 (экстрим по-русски) – 40 мин.
прогулка к каскаду водопадов – 1 час
национальные танцы, застолье – 1 час.

асса!!!!
«асса!!!!» на Яндекс.Фотках

В основном – еда. Конечно, при долгом путешествии это нужно и важно, но главный-то объект - 33 водопада! Стоит ли ехать за 100 вёрст киселя хлебать, если на осмотр одного водопада отводится около 2-х минут? Это реально? К нему ещё и подойти надо.

Один из 33-х водопадов
«Один из 33-х водопадов» на Яндекс.Фотках

Это даже не бег с препятствиями, а пролёт фанеры над Парижем – пролететь успеешь, а посмотреть – нет. А ведь ещё обещают купание-плескание в водобойных чашах. Как в анекдоте про незадачливого крестьянина впервые увидавшего унитаз: «Хлебнуть успеваешь, а помыться нет». Кстати, если вы думаете, что заплатив за экскурсию (весьма немалые деньги), на этом траты закончились – вы глубоко ошибаетесь. Тех, кто не знаком с особенностями ведения Черноморского экскурсионного бизнеса, предупреждаю: за чаепитие и знакомство с местной культурой, русский экстрим (джиппинг/газинг) по руслу реки, осмотр водопадов (экологический сбор), национальные танцы адыгов (так называемое вечернее шоу) придётся заплатить отдельно, иначе вы рискуете просидеть в автобусе, ничего не увидев. Поэтому если решитесь всё же ехать с экскурсией, а не своим ходом, то советую потуже набить кошелёк «тугриками», чтобы хватило не только на неожиданные траты (а о них, надо сказать, далеко не все туроператоры предупреждают экскурсантов), но и на замысловатые сувениры.

Мне пляски шапсугов и чайные плантации без надобности (их можно посмотреть и в других ущельях), а вот 33-м водопадам времени хочется уделить по-максимуму, посему отправляюсь туда своим ходом, как советует купленная книга.

Портрет в водяной пыли.
«Портрет в водяной пыли.» на Яндекс.Фотках

Оказывается, нет ничего проще, чем попасть в урочище Джегош к водопадам и без так называемого русского экстрима. Начитавшись легенд, соответствующих данной тематике, садимся в полупустой рейсовый автобус и катимся к намеченной цели. Иногда нас обгоняют большие экскурсионные автобусы, лишний раз убеждая нас – спешка хороша лишь при ловле блох, но никак при путешествии. Медленно ползущий наш автобусик позволял в окно рассмотреть много интересного. Например, берега реки Шахе и борта ущелья, пробитого ею. Кстати, Шахе – мощная водная артерия на Черноморском побережье. Очень красивая река, в верховьях которой заповедные места, куда ходить без специального пропуска не позволяется. Шехенчей, как до сих пор ласково называют её живущие здесь горцы-убыхи.

долина реки Шахе
«долина реки Шахе» на Яндекс.Фотках

В древности Шахе носила название Ахеунта. Предполагается в честь греков-ахейцев, прибывших сюда из Эллады, ведь и аргонавты искали золотое руно где-то здесь.
«Арго! Разве путь твой ближе, чем дорога Млечная?
Арго, о каких потерях плачет птица встречная?
Парус над тобой, поднятый судьбой, -
Это флаг разлуки, странствий знамя вечное!»

Вот и остались со времён покорения Черноморского побережья греками-ахейцами заимствованные слова, созвучные корни Ахын-ахейцы-Ахеунта-Ахинтам, что переводится на понятный нами язык, как имя божества-греки-река Шахе-место проживания Ахына.

Самое время рассказать о местном божестве Ахуне (Ахыне), очень почитаемом всеми черноморскими горцами. Ахын – покровитель скотоводства. О происхождении этого имени до сих пор ведутся споры. Одни считают, что Ахын (Ахун) – божество, заимствованное у древних греков-ахейцев, которые здесь всё истоптали сикось-накось в древние времена. Другие считают, что это местное название, так как старинное кабардинское название Чёрного моря – Ахын. А кабардинцы родственны адыгам. В общем, доподлинно неизвестно, то ли горцы сами придумали Ахына, то ли древние греки их научили, то ли адыги – это и есть смесь армяна с чемоданом, то есть горцев с греками. Аллах их знает.

р.Шахе
«р.Шахе» на Яндекс.Фотках

Легенд об Ахыне множество, и все они связаны с участком земли в пределах реки Шахе. И жил он в этом ущелье (когда боги были попроще и жили среди людей), и пас здесь своё стадо священных коров (и, естественно, помогал людям, чем мог), и в жёны взял местную княжну. А тропа Ахына до сих пор существует в ущелье реки Шахе и теперь водят туристов по маршруту, который так и называется «Священной тропой Ахына в горы».

А мы тем временем подкатили к аулу Ахинтам: справа дворики, увитые виноградом Изабелла, ореховые и с хурмой сады, слева – небольшие чайные плантации. На его окраине столпотворение экскурсионных автобусов с тонированными окнами, кучкуются туристы возле гидов, как цыплята возле квочки. Здесь у организованных путешественников остановка с прогулкой по чайным плантациям, убегающим вверх по склону, чаепитие с мёдом, с восточными сладостями, с басенками пасечников. Я вам тоже могу парочку рассказать.

«Заспорили русский пасечник и адыгский, чьи пчёлы более продуктивно работают (в общем, производственный вопрос о производительности труда и его эффективности). Русский нахваливает своих обыкновенных полосатых пчёлок, адыг – своих серых кавказских. Наконец, горец гордо заявляет:
- Твои пчёлы ленивые, как и вы – русские. На одном цветочке посидит, на другом… А мои пчёлы, как реактивные самолёты, носятся туда-сюда, туда-сюда, леток-цветок, цветок-медок!»

«Адыг спрашивает соседа:
- Что за праздник у вас вчера был? Так веселились! Так зажигательно танцевали! Обидно только, почему меня не пригласили. Нехорошо, не по-соседски!
- Какой там праздник! Дед улей с пчёлами перевернул, вот мы от них и отбивались!»

У аула Ахинтам якобы начинается легендарная тропа Ахыновой коровы, пролегающая до самых верховий реки Ахеунта (Шахе). Предание гласит, что бог Ахын в качестве жертвоприношения принимал белую нетельную корову. Своим особым мычанием избранная им корова извещала горцев о том, что ей уже пора идти к своему покровителю. Жители аула обмывали корову молоком и выпускали за ограду. С этого момента она становилась священной. Её никто не смел останавливать, задерживать или трогать. Корова шла по тропе легко и быстро. Жители аула следовали за ней на расстоянии. Как только корова доходила до священной рощи, ложилась на траву в тени священных деревьев и спокойно ожидала конца. Говорят, священная корова и до озера Хуко, что высоко в горах, доходила в своих странствиях. Видимо, с тех пор и существует туристический маршрут «Тропой Ахына к священному озеру Хуко».

Как же связан аул Ахинтам с божеством Ахыном? Это объясняет следующая легенда. Там, где сейчас стоит аул, было гнилое болото, и его облюбовал отвратительный крылатый Змей. Мало того, что он наводил ужас на окрестные селения, так ещё и чинил людям всякие пакости: то обовьёт своими скользкими кольцами всё селение вокруг, что ни проехать ни пройти, или реку запрудит – сиди тогда без воды. Иной раз корову в выкуп потребует, в другой раз – самую красивую девушку на обед вместо жаркого. Вот и прозвали эту тварь Бляго. По-русски это тоже не очень хорошее означает. Уж не заимствовали ли славяне у адыгов ругательство? Как же люди вышли из затруднительного положения? Обратились к Ахыну, который пас своих священных коров неподалёку. Конечно, он внял мольбам людей: что это за безобразие в его землях творится? Какой-то Змей с неблагозвучным прозвищем Бляго не пасёт скот, бездельничает, так ещё тружеников гор обижает, обирает, да священных коров поедает. Но кавалерийским наскоком проблему не решить: всё-таки Змей не простой, не удав какой-нибудь, и даже не анаконда, а хитрющая, прожорливая тварь, и действовать против неё надо её же методами (клин клином вышибают), то есть хитростью. Взял Ахын из своего стада самую жирную корову, поместил её возле болота, а сам спрятался в засаде. Высунулся Бляго, увидел корову, обрадовался, думал, люди выкуп привели. Не долго думая, выскочил дракон из зловонного болота, обвил корову и давай её душить в объятиях своими кольцами. Пока Змей был занят обниманием с коровой, выскочил Ахын из засады и с криком: «Банзай!» или: «Ура!» (кто ж теперь помнит, что он там кричал) изрубил вредную гадину на мелкие кусочки. Болото высохло, а селение и священную рощу назвали в честь этого подвига божества – Ахинтам, то есть там был Ахын.

Да-а, Бляго не чета нашему Горынычу. Наш-то по сравнению с адыгским – добряк – девушек и коровушек не кушал, а сражался исключительно с добрыми молодцами. Прямо «лыцарь», как говорят беззубые старушки, да и только. И в анекдотах он положительный до тошноты. «Сидят в избушке на курьих ножках и чай пьют баба Яга и Кощей Бессмертный. Вдруг слышат вопли:
- Долой антинародное правительство! Руки прочь от народного достояния!
Выглянули чаёвники в окошко и видят, над лесом летит Змей Горыныч и вместе с огнём и дымом изрыгает всякие лозунги.
- Опять, Змеюшка-то наш, Горынушка, на ночь коммунистов наелся, - сказала Яга, захлопывая окошко и занавесочки задёргивая».

«Летит на ступе баба Яга – костяная нога над горами, над долами, над дремучими лесами. Видит ромашковую полянку на вершине зелёной горы. Приземлилась, сорвала цветочек, погадала «любит-не любит» и впала в романтическое настроение. Развалилась среди ромашек, смотрит в синее небо и вопит:
- Насилуют! Помогите! Спасите!
Мимо «шёл» Змей Горыныч. Услышал крики о помощи, взлетел на гору, оглянулся вокруг – никого, кроме бабы Яги нет.
- Чего на помощь зовёшь? Кто тебя насилует? Где насильник?
- Ой! Уже и помечтать нельзя, - и Яга, вожделенно прикрыв глаза, повернулась на другой бок».

Недалеко от Ахинтама аул Большой Кичмай – конец автобусного маршрута, не только рейсового, но и экскурсионных. Куча грузовиков поджидала своих «седоков» для так называемого «русского экстрима» по-кавказски. Что это такое, я расскажу позднее и проиллюстрирую, так как наблюдала своими глазами эту автомобильную джигитовку. Таких фотографий у участников экстрима нет, так как они сидят в кузове, как опята в кузовке тесно прижавшись к друг другу, и держатся за борта, чтобы не вылететь, как пробка из бутылки с шампанским.

водные процедуры для экскурсантов
«водные процедуры для экскурсантов» на Яндекс.Фотках

А пока мы вышли из автобуса, и пошли по дороге в урочище Джегош, где водопады. Идти всего-то 5 километров по красивому ущелью: слева дорога прижимается к живописным скалам, справа – зеленоватая Шахе то ли от того, что в ней отражается небо, то ли деревья, растущие по берегам.

В ущелье реки Шахе.
«В ущелье реки Шахе.» на Яндекс.Фотках

Надо сказать, что строящаяся дорога (чтобы автобусы могли подъезжать к самим водопадам, а не только к аулу) – большой привет местному бизнесу – извозу под названием «русско-кавказский экстрим – газинг, он же джиппинг». Сейчас эта услуга обязательная для всех, а будет только для «сумасшедших», готовых платить Бог знает за что: 8 км (в оба конца) «экстрима» по камням полусухого русла Шахе с пересечением оного в нескольких местах по специально устроенным мосткам, прикрытым водой, чтобы зря не бить машину – грузовик военного типа, видавший виды и потрёпанный своей нелёгкой жизнью. Конечно, брызги чуть ли не до кузова, радостные вопли пассажиров, собственно, за это они и платят.

Наша же ухоженная тропа, ровная, будто утюгом выглаженная и проложенная по линейке, бежит мимо заброшенных садов с инжиром и хурмой. Плоды уже созрели и заманчиво лезут на глаза. Среди нас есть любитель всяких фруктов-экзотов. Идём, любуемся на каждом повороте открывающимися бесподобными видами, закусываем плодами с сочной мякотью.

Смоква (инжир).
«Смоква (инжир).» на Яндекс.Фотках

А работа по благоустройству пути идёт полным ходом. Тяжёлая техника гудит, ревёт, скребёт почву. А пока одни работают, другие дорожники отдыхают.

дорожные работы
«дорожные работы» на Яндекс.Фотках

утомлённый работой и солнцем
«утомлённый работой и солнцем» на Яндекс.Фотках

Продвигаемся, конечно, очень медленно, а куда спешить? Во времени мы не ограничены, не то что экскурсанты, у которых всё расписано чуть ли не по минутам. Неожиданно утыкаемся в подворье «Старая мельница».

ресторан
«ресторан» на Яндекс.Фотках

Это тем более неожиданно, что кругом безлюдье, густой как в сказке лес, так и кажется, что сейчас из зарослей выйдет если не Серый Волк, то какой-нибудь леший или старичок-лесовичок и спросит: «Куда путь держите, люди добрые?» А нам хочется удивлённо пропеть: «Куда ты тропинка меня привела?», потому что подворье само как из сказки: крутится водяное колесо, играет радуга в брызгах, откуда-то из глубины двора поднимается ароматный дымок. У ворот путников поджидают два аборигена – аксакал и пузатый мельник. А может и не мельник, хотя на мельнице, естественно, должен быть мельник.

-Захады, дарагой! Гостем будышь!
«-Захады, дарагой! Гостем будышь!» на Яндекс.Фотках

А вот насчёт живота – на Кавказе мужчины по поводу «комка нервов» не комплексуют. Жизненный мозоль – живот – показатель достоинства: чем больше живот, тем больше горца уважают. Мужчина без живота, что кошелёк без денег, поэтому все озабочены ростом своего «достоинства». Одно плохо – оно мешает ходить, поэтому «очень достойные кавказские человеки» гарцуют на железных конях, желательно на породистых, заграничных.

 - за мир, за дороги, поднимем наши роги!
« - за мир, за дороги, поднимем наши роги!» на Яндекс.Фотках

Намёк на кавказское гостеприимство – в руках у аксакала и мельника рога с вином: «Захады, дарагой! Гостем будешь!» И то дело – коль муки намолол, отчего не выпить за богатый урожай (делу время, потехе – час).

«Крутится, вертится старая мельница,
Льётся из речки вода…»
Так и хочется здесь задержаться, но цель у нас – не шашлык-машлык, а водопады.

Джегошские водопады
«Джегошские водопады» на Яндекс.Фотках

Шахе петляет, несёт свои воды, а мы, петляя по её берегам, рассматриваем растительность и пытаемся вспомнить названия встречающихся цветов и растений. Их столько, что, конечно, всё нам знать не под силу, почти природный ботанический сад. Ну, орех грецкий или лещину, каштан, чинару мы точно узнаем по плодам. А для остального нужен ботаник: здесь есть ценные породы древесных – граб, дуб, ясень, тот самый, у которого герой одной романтической телекартины спрашивал, где его любимая.
«Я спросил у ясеня, где моя любимая?
Ясень не ответил мне,
Качая головой…»

Почему у ясеня, а не у клёна, например? Секрет в том, что ясень считается мужским деревом, почти как мужское начало в учении Инь-Янь, а женским деревом по аналогии считается – ольха. Это вам для информации. Сейчас в моде набираться сил у природы, фен шуи всякие…

На нашу дорогу, устроив фонтан брызг, выехали «экстремалы» и покатили впереди, и мы поняли, что водопады уже близко.

Джиппинг, он же газинг
«Джиппинг, он же газинг» на Яндекс.Фотках

А жаль, так хорошо было нам в диком колхидском лесу. На небольшом пляжике развалилось стадо коров, может священных. Тут тебе и еда (сочная трава), и питьё (чистейшая вода реки Шахе), и красота (коровёшкам тоже нужны плотские радости).

пляж для бурёнок
«пляж для бурёнок» на Яндекс.Фотках

Впереди виднелись зелёные вершины лесистых гор, обрамляющих берега реки. Как в ворота втекала между ними Шахе. Может, это те самые горы, через которые нужно было перепрыгнуть по желанию капризного князя, чтобы заполучить его дочь в жёны. Ну, кто на такое способен, как не божество Ахын? Залез он на гору, опёрся стосаженным посохом о дно реки, да и перепрыгнул через всю долину. Все были поражены, а особенно князь-отец, ведь жених имел непрезентабельный вид: был одет в старую овечью шубу (не путать с дублёнкой!). Но делать было нечего, принародно обещал отдать дочь замуж тому, кто исполнит его задание. Да и полюбился дочери богатырь. Ушла она с ним жить в горы. И вот через год вздумалось Ахыну нанести визит вежливости дорогому тестю. Послал он гонцов с сообщением этой радостной вести. Князь был в ужасе. Ведь по священным обычаям горцев гостя полагалось хорошо принять, а главное – угостить. Подсчитал князь, сколько коров потребуется зарезать, чтобы приготовить шашлык, сколько мёда и проса понадобится, чтобы напоить пивом-медовухой великана. А что если прожорливый зять пожелает остаться и погостить неделю-другую? Поняв, что разорение близится, решил скупердяй сбежать. Собрал добро, да и погнал он свои стада по реке Шахе. Забыл он, что зятёк бегает семимильными шагами, перепрыгивая с горы на гору. А Ахын, не застав дома князя (мало ли, почему человека нет дома, хорошему джигиту плохое в голову не приходит), пошёл искать его по коровьим следам, да притомился немного. Прилёг передохнуть маленько, положил посох рядом, да и заснул богатырским сном. Тут его и увидел жадный князь, подкрался коварно к нему, подпилил посох стосаженный в нескольких местах, да и был таков. Проснулся Ахын, пить захотел. Хлебнул один разок, и обмелела Шахе наполовину. Хотел он прыгнуть на гору, чтобы посмотреть, где тесть-беглец скрывается. Только прыгнул, как посох под ним подломился в нескольких местах и рассыпался. Свалился Ахын в реку, да не утонул (половину воды-то он выпил), только больно ударился. Обиделся он на тестя и ушёл восвояси, не солоно хлебавши. А князь всё равно пострадал: обеднел, заболел и умер в одиночестве. Ну, а божество на то и божество, чтобы жить вечно, если не реально, то в сказаниях и легендах своего народа.

Tags: Краснодарский край, Россия, горы, природа, путешествия, туризм
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments