kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОСТОЧНОЙ ДИГОРИИ

ЧАСТЬ 8. КАМУНТА



Есть в Восточной Дигории историческая область, которая называется Уаллагком (Верхнее ущелье – осет.). Название точно отображает местоположение этой части Дигории – верховье долины реки Айгамугидон, которую образуют стекающие со склонов окружающих гор (Скалистый и Цейский хребты) большие и малые реки. Уаллагком находится в окружении высоких вершин (Цейский хребет в шапках снега круглый год), которые являлись естественной преградой для проникновения врагов.


И в наши дни сюда ведёт единственный путь, проходимый для транспорта, - серпантин грунтовой дороги, которая в межсезонье терпит различные превратности горного бытия: то сели смоют в пропасть приличный кусок грунта, то камнепад насыпит стену приличной высоты, перегородив проезд почище шлагбаума. По этой причине конное войско хромого Тамерлана, промчавшиеся по Кавказу в конце XIV века, в Уаллагком не добралось. Горцы завалили единственную дорогу камнями, обрушив нависающие над ней скалы.

Уаллагком – это три высокогорных селения: Дунта, Камунта и Галиат. О селении Дунта и его природных и исторических достопримечательностях рассказывалось отдельно. В этой фотоистории я попытаюсь рассказать о Камунте. Предупреждаю сразу, здесь помещены личные мои впечатления и то немногое, что удалось узнать о селении из просторов интернета, поэтому я не настаиваю на истине в последней инстанции. И, вообще, ни на чём не настаиваю, потому как не занималась серьёзным научным исследованием (не мой профиль), а просто наслаждалась той картинкой, которая сохранилась почти в первозданном виде. Если вам захочется увидеть средневековую Осетию, то вам сюда – в Уаллагком.



Итак, селение Камунта раскинуло свои приземистые домики на левом берегу реки Комидон. Известно оно тем, что на его территории находилось древнее поселение, которое археологи относят к позднебронзовой эпохе. Страшно даже подумать, когда это было - XIII/XII — III вв. до н. э – более 3 тыс. лет назад. Трудно такое даже представить.
На Северном Кавказе эти века относят к кобанской культуре. Нынешняя Камунта строилась на месте древнего поселения, используя в качестве строительного материала камни, из которых были построены жилища древних поселенцев, поэтому многие остатки памятников кобанской культуры оказались уничтожены.



Но и вокруг Камунты из различных окрестных могильников археологи извлекли много чего интересного. Например, среди прочих артефактов кобанской культуры была найдена знаменитая бронзовая фигура оленя.

Наиболее богато представлены образцы средневековой культуры алан V/VI — XI вв. н.э. из т.н. катакомбных захоронений родовой знати, содержавших керамику, ювелирные изделия, фрагменты орнаментированных тканей, золотые украшения и монеты из различных регионов: византийские V—IX вв, сасанидские VI в. и аббасидские серебряные диргемы VIII в. Одним словом всё то, что необходимо человеку в загробном мире. Все эти находки выставлены во Владикавказе в музее. Неплохо было бы выставить находки здесь, рядом с местом, где их раскопали. Но, видимо, посчитали, что древних некрополей, жилых и боевых башен с остатками галуанов (замки – осет.) достаточно, чтобы иметь представление о сгинувшей в веках кобанской культуре.



Но есть в Уаллагкомской земле и такие, которые всеми силами стараются сохранить для потомков наглядное пособие, как жили их предки, незамысловатые предметы труда и быта, национальную праздничную и повседневную одежду. И всё это без помощи государства, на общественных началах. Одно плохо, этот домашний музей открыт для посетителей тогда, когда хозяин выставки находится в Камунте. Теперь это нечастое событие. Так что, увы, нам не посчастливилось лицезреть экспонаты частного музея.

Зато прогуляться по древней земле Камунты – никаких проблем. Кстати, название села, как считает исследователь А.Цагаева, произошло от основы фамильного имени — Камунон. В Осетии практически все селения названы по имени (фамилии) их основателей – традиция такая. Бывает так, что и рода давно уже нет (вымерли, выехали), а название селения продолжает существование и живёт своей жизнью.

Камунта находится всего в 1 км от Дунты. Её домишки рассыпались по холму над Дунтой.



Можно из окон своего дома наблюдать не только за соседями по селению, но и за жителями ниже лежащей Дунты. Вся жизнь проходит на глазах у друг друга. Да что там наблюдать! Крикнешь со своего подворья и тебя услышат во всех дунтовских дворах.

Колоритная природа, нетронутая временем и модой старина привлекли сюда киношников. В Камунте снимался исторический фильм «Эхо ветра». Не нужно строить декорации. Жители Уаллагкома сами колоритны и самобытны. А какие красивые лица не только у детей, но и стариков! Видимо, природная доброта и гостеприимство добавляют красоты внешности.

Сейчас в Камунте живет пять семей. В основном – старики. На лето к ним приезжают дети, чтобы помочь с хозяйством, привозят внуков на оздоровление. Днём Камунта – сонное царство. Ходят хрюшки с поросятками.



Живут прямо на улице под навесом – укрытие от жарких солнечных лучей или от дождей, которые тут проходят во второй половине дня в обязательном порядке. Видела одну такую многодетную мамашу со свинками разной расцветки, которые поедали с аппетитным хрустом траву, растущую прямо у подворотни. Я хотела пересчетать детвору с хвостиками, закрученными в колечки. Но осторожная хавронья юркнула в убежище, а вместе с ней и часть семейства.



Остальные уставились на меня глазками-бусинками и поводя из стороны в сторону грязными от земли пятачками, будто спрашивая: «Что вам надо? Отвлекаете от рытья вкусных корешков».



По-моему, их было у свиноматки 11 штук. Рекорд?



По данным переписи 1886 года здесь было 70 дворов, 600 человек. Это достаточно большой был населённый пункт горной Осетии.

В 1890 году в окрестностях Камунты вела раскопки графиня Уварова - председатель Московского Археологического общества. А ещё она фотографировала дома Камунты, которым уже тогда было более 100 лет. Представляете, эти дома до сих пор целы. Исчезли только крыши и жители этих домов.



Камунта – это одна улица древних домишек. Некоторым более 300 лет. Во как строили – на века.



Конечно, их ремонтируют, перестраивают, достраивают в соответствии с потребностями семьи в жилплощади. Этакий конструктор-трансформер. Не отстают и от веяний времени – на домишках антенны и даже «тарелки».



На окраине Камунты вышка – здесь хорошая мобильная связь.



Каждая осетинская бабушка и дедушка с мобильниками на «ты». Смешно наблюдать, как пастух, сидя на лошади и ни на секунду не останавливаясь, с кем-то бурно общается.

Джигиты – народ горячий. Ещё смешнее это делает старушка, сидя под выменем коровы. Не переставая «получать» молоко от коровушки, она, прижав плечом телефон к уху, обменивается новостями с соседкой, которая может заниматься точно таким же делом в соседнем хлеву. Через плетень поговорить уже не интересно, да и свободного времени на разговоры у них нет – в каждом дворе по несколько коров. Потом с молоком нужно что-то делать. Обычно готовят сыр или кефир. Пробовала я местный кисломолочный напиток. Вкуснятина, почти магазинная сметана. О полезности осетинской кисломолочки молчу. Кто не пробовал пироги из осетинского сыра, меня не поймёт.

Самое основное богатство Камунты – это окружающая её природа. Жизнь в горах, конечно, не сахар. Но красота самого синего в мире неба, самого белого снега на вершинах, загадачные туманные вечера и бесподобные рассветы, кружащие над головой гордые птицы – орлы, близкие звёзды (кажется, протяни руку и возьми понравившуюся) являются тем плюсом, который с лихвой перевешивает все тяготы жизни горцев.





Осетинская земля, как и любая древняя культура, богата легендами, мифами, сказаниями и прочим народным фольклором. Эта та национальная мудрость, которую приобретают и сохраняют веками. Её не продашь и не купишь, а только услышишь от местного сказителя, неторопливо сообщившего немного напевным и характерно гортанным голосом.

«Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.
- Я важнее всех,-похвалялось Богатство.
- Без счастья и богатство ни к чему,- возражало Счастье.
- Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье,- сказал Ум.
Долго спорили они, а потом решили проверить: кто из них прав. Отправились они странствовать по свету и вскоре повстречали бедного джигита, который сеял на своем маленьком поле кукурузу.
Остановились Ум, Счастье и Богатство.
- Пусть поле бедняка покроется золотом! - повелело Богатство. И тут же покрылось всё поле бедняка золотыми самородками. Но Ум, чтобы доказать своё могущество, взял и покинул бедняка. Лишённый своего ума бедняк увидел золотые самородки и решил, что это простые камни.
- Беда у меня: на моё поле выпал град из камней! - побежал с криком он по аулу.
Первым джигит повстречал богача . «Что-то встревожен мой сосед. Поеду-ка я погляжу, что там стряслось?» - подумал богач и скорее поехал в поле. Приехал и увидел золотые слитки. Но не подал богач виду, позвал хозяина поля и говорит:
- Так и быть, земли у меня много, выручу я тебя. Ты возьми самый лучший участок земли, а я возьму твой, с камнями.
Обрадовался джигит, что променял свой клочок земли на хорошее поле и стал его пахать, а богач собрал всё золото и увёз на арбах. Тогда Счастье, чтобы показать своё могущество, глянуло на бедняка и сказало: «Будь счастлив!» Откуда ни возьмись, подъехал к джигиту отряд воинов.
- Мы давно ищем себе предводителя, -сказали воины. - Просим тебя, будь нашим предводителем.
Джигит по глупости (ум-то к нему не воротился) не знал, что сказать, только головой кивнул. Тогда воины дали ему серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким выглядел джигит молодцом, что и узнать нельзя! Остановился отряд на ночь в ауле того самого богача, что поменял своё поле на клочок земли бедняка. А у богача была дочь, красавица из красавиц.
- Давайте женим нашего начальника на дочери богача! - порешили воины и послали к нему сватов. Богач согласился. Созвали народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А джигит рта не раскрывает да как-то странно по сторонам озирается. Так он сидит день, другой, будто воды в рот набрал. Кто из родни богача ни подойдёт к нему, ни заговорит, а он и слова в ответ не молвит.
- Что это он все молчит? - дивится родня.- Может, он и разговаривать не умеет?
На третий день уже и сам богач рассердился. Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить: «Вернись к джигиту!» Послушался Ум, вернул бедняку рассудок. Как раз в это время пришел богач и захотел поговорить.
- Скажи, джигит, отчего ты всё молчишь?
И тут, на удивление всем, джигит заговорил:
- Когда я был еще ребенком, напали на наш аул враги. Все жители поднялись на защиту: и мужчины, и женщины. Но отважнее всех сражался юный джигит - он один почти всех врагов одолел. А когда кончилась битва, оказалось, что тем юным джигитом была девушка, переодетая в мужское платье. Вот я и молчал два дня, всё думал: можно ли считать эту девушку храбрецом наравне с мужчинами?
Обрадовался богач, услыхав, что его будущий зять так складно и мудро рассуждает. Сыграли они на радостях весёлую свадьбу. Забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул. А вскоре опять встретились Счастье, Ум и Богатство. И решили они, что самое главное для человека -Ум! Если нет у человека ума, ни богатство, ни счастье ему не помогут».

Жили в Камунте и выдающиеся люди, о чём нам сообщают мемориальные таблички на домах. Например, здесь родился и вырос один из выдающихся революционеров осетин Горга Арсагов.



Хотя и маленькое поселение – в несколько домишек, но есть и свой мемориальный уголок. Скромный обелиск и скорбный список погибших односельчан в Великой Отечественной войне. Память в Камунте о своих героях чтут как, впрочем, и в других селениях Осетии.


ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ГЛАВУ        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: РСО-Алания, Россия, горы, природа, путешествия, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments