kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОСТОЧНОЙ ДИГОРИИ

ЧАСТЬ 7. ДУНТОВСКИЕ СВЯТИЛИЩА – ДЗУАРЫ

Ну, раз мой рассказ о Дунте, стоит рассказать о священных местах (дзуарах), находящихся в окрестностях поселения. Начнём с дзуара (святилище) Козла. Мужчины, в семье которых родился сын, должны в течение года за здоровье ребёнка принести в жертву козлёнка, а также три пирога, пиво или араку.

Как выглядит святилище Козла? Здание, сложенное из камней - сарай с двумя отделениями.



Во время сенокоса две фамилии из селения Дунта (а здесь, по сути, и нет других фамилий) отправляются в дзуар Козла с жертвенным козлом и пивом. После молитвы, произносимой стариком, в которой испрашивается покровительство святого во время полевых работ, козла режут, поют песни, пляшут и обедают в большом отделении сарая.Женщинам запрещено посещать дзуар, а всё принесённое в жертву должны покончить мужчины в стенах сарая; за вынос из него кусочка хлеба или мяса дзуар строго наказывает. Во время празднования дзуара мужья не должны посещать спальни жён, в противном случае они не могут быть допущены к празднеству.

На самом дзуаре-сарае прикреплён рогатый череп животного, которому поклоняются.



Рядом сооружено несколько навесов со столами и лавками, чтобы разместить тех, кому не хватит места в самом дзуаре. Там же можно путнику отдохнуть, перекусить и попить водички из чистейшего ручейка, а заодно и попросить покровительства Козла, во владения которого направляешься.

Место, где расположен дзуар Козла, красивейшее. Отсюда прекрасные виды во все стороны ущелья реки Сонгутидон.



Немного поодаль - мраморная табличка, прикреплённая к большому валуну. Из изображения на ней человека становится понятно, что он был охотником.



Рядом под небольшим навесом стол и скамьи для поминок по погибшему. Говорят, во время охоты на туров он сорвался со скалы. Да и вправду, где его поминать как не возле святилища Козлу и просить святого простить душу охотника, который вольно или невольно чем-то обидел покровителя туров (козлов)?

Над Дунтой по склону горы Кудзойти-обау разбросаны многочисленные развалины. Это ныне покинутое селение Хонсар (Хоссар, Хунсар) - в 1-1,5 км от Дунты.



Потомки основоположников Хоссара перебрались с неудобья на более пригодные участки для постройки жилья – в Дунту. Естественно, переселенцы принесли с собой и свои праздники и верования. Например, день чествования Ичына, который популярен был не только в Сонгутском ущелье (Уаллагком), но и в других селениях Дигорского ущелья. Рассказывают об Ичына так: прилетел откуда-то из дальних стран (предположительно, из «русской земли», где русский и христианский являются синонимами) ангел (Ичына) и опустился на поляну возле селения Дунта – Дунтскую поляну. В честь этого события поляну стали называть Дзуаристан – место дзуаров (святилищ). Увидев, что это место слишком открытое, Ичына полетел на более закрытое, в ущелье Сонгут (неподалёку от Дунтской поляны). Это место тоже стало святилищем. Здесь для Ичына построили каменное помешение.



По верованиям горцев Уаллагкома, Ичына поселился в этом помещении (дзуаре) и покровительствует окрестности. Он строго наказывает тех, кто вздумает пользоваться травой с его первой стоянки или пройти близ его помещения.



Ичына – праздник скотоводческого цикла, знаменовал окончание перегона скота с летних пастбищ на зимовку в селения. Это и неудивительно, ведь жители Уаллагкома (и Дунты в частности) занимались в основном разведением крупного рогатого скота, поэтому горцы, молясь Ичына, просили увеличения поголовья своего скота, чтобы использовать его на праздниках и кувдах (жертвоприношениях). Семьи, в которые вошла молодая невестка или родился мальчик, обязаны вносить свою долю (хуын) в празднование общественного праздника.

Святилище Ичына известно также под названием «Сонгути дзуар» и находится недалеко от дзуара Козла.



В коротком описании чудес и древностей не то, что местности Уаллагком, а даже небольшого селении Дунта (всего-то с десяток жилых домов), невозможно охватить все стороны культурного, исторического и архитектурного бытия этого замечательного во всех отношениях места.



Поэтому коснёмся немного как бы сейчас сказали «спутника» Дунты – Хонсара. Здесь достаточно много исторических и архитектурных достопримечательностей, которые прекрасно обозреваются с территории селения Дунта.



О «Камне Батраза» мною сообщалось выше. Пожалуй, это самый значительный объект, ведь речь идёт не о каком-то мало известном родоначальнике дигорской фамилии (клана), а о прославленном нарте - об одном из главных героев Нартского Эпоса.

Связывает Дунту с Хонсаром хлипкий мост, по которому пьяному человеку или с проблемами в координации движений ходить не рекомендуется. Перил нет, «тело» моста шириной в две ступни.



Неожиданный порыв ветра, который в ущелье Сонгутидона имеет силу почти как в аэродинимической трубе, запросто может сбросить в бурные воды реки. У упавшего с моста нет никаких шансов выплыть, убьёт о прибрежные гранитные скалы-валуны и потом даже костей не соберут. Но дунтовцы – прирождённые «лётчики» с тренированным хождением по горам вестибулярным аппаратом. Кстати, среди жителей гор нам часто встречаются лётчики-вертолётчики в отставке. Тяга к небу у лётчиков сродни этому чувству у горовосходителей. Те тоже хотят быть на вершине поближе к небу, чтобы с высоты взглянуть на мир.

В Дунте тоже есть свой лётчик в отставке. Где родился, там и пригодился, потому как земля у порога дома своего – самая лучшая. Возможно, когда-нибудь он снова поднимется в небо (когда здесь будет запланированный курорт «Уаллагком»), а пока лётчик занимается разведением животных для души.



У него есть и яки, и буйволы, и традиционные для Дигории животные: лошади, коровы, овцы, козы. Все с потомством, очаровательными, как и все малыши в мире, в том числе и человеческими.

В последнее время жители Дунты стали заводить памирских яков и азиатских буйволов благо условия для их разведения подходящи.



Бродят эти полудомашние-полудикие животные по окрестным горам: враги не страшны – для этого у них мощные рога, ночами без крыши над головой нехолодно – у них тёплая «шуба» с отличной длинной шерстью, троп-дорог не нужно – устройство копыт позволяет пройти там, где человеку в горных ботинках и то проблематично пройти, в еде неприхотливые. Короче, замечательные во всех отношениях животные.



Кстати, о хищниках. Дунтовцы жалуются на неимоверный рост численности волков. Серые до того обнаглели, что приходят в Дунту, забираются в коровники и вырезают под чистую всех, кто там находится. Да что там волки! Рассказывают, что зимой повадился ходить бурый медведь. Усядится на автомобильном мосту, пугая своим видом оставшихся зимовать в Дунте жителей. Выстрелов не боится, а убить его нельзя – территория национального парка «Алания». Каждая живность под охраной закона.

Своими глазами видела как лисица бежала в Дунту за обедом в курятник, хотя могла бы мышковать или охотиться на куропаток. Но добыча такой пищи требует определённых усилий, не то что курица – плохо бегающая и не умеющая летать.

Но вернёмся к «чёртову» мосту в селении Дунта, как я его называю. Представляете, им пользуются не только пастухи, но и коровы! Правда, только отъявленные авантюристки. Остальные переходят Сонгутидон в брод выше по течению, где река разливается на несколько рукавов. Там же недавно установили мост для туристов, чтобы они лишний раз не рисковали, отправляясь на перевал Дунта и далее по маршруту.



До появления этого моста все туристы-альпинисты шли через развалины селения Хонсар.



Теперь надобность в таком пути отпала. Покой развалин домов и усыпальниц склепового могильника никто не нарушает.



Только топот копыт да редкое ржание пасущегося табуна на обильно поросших сочными травами склонах горы Кудзойти-обау в окрестностях развалин Хонсара.



Бедные кони! Они так скучают по общению с человеком, что, увидев нас на дороге к Хонсару, всем табуном бросились к нам, как к родным.



Окружили нас плотным кольцом, смотрят во все глаза и фыркают. Один лошадиный бог знает, что там у них на уме. Наконец чёрный как вороное крыло вожак издал командное ржание и повёл табун в только ему известном направлении.



Мимо нас в организованном по ранжиру строе (впереди «мужики», сзади «бабы» с детями) пробежал разномастный табун, подняв пыль грунтовки столбом, а мы занялись осмотром древностей Хонсара.



Итак, более-менее сохранился в первозданном виде только склеповый могильник, представленный полуподземными и наземными усыпальницами с характерным видом для этих мест.



Склепы относят к памятникам архитектуры XVIII века. Они являются объектами федерального значения и охраняются законом.



А какой замечательный вид во все стороны света открывается с площадки, на которой расположился склеповый комплекс Хонсар!



Знали толк в красоте устроители кладбища. Правда, она, красота, умершим без надобности. Зато живые, приходя в это скорбное место помянуть предков, радовались окружающей красоте природы и, думаю, самой жизни. Как ни трудна жизнь горца, а всё-таки земная жизнь лучше мифической райской.



От склепов открывается вид на «собачью скалу», многовершинные массивы Скалистого хребта с перевалами между ними, верховье долины реки Сонгутидон, подворья лежащего ниже селения Дунта и находящегося напротив селения Камунта, белеющие ленты дорог, которые то пересекаются, то убегают на перевалы, проходимые для авто и гужевого транспорта.







Ляпота, как бы сказал средневековой человек. А подсвеченные закатным солнцем вершины Скалистого хребта, окутанные к вечеру плотным туманом, придают какую-то мистическую окраску этому сакральному месту в древнем уголке Уаллагкома.



Но, честное слово, лучше увидеть это своими глазами, чем услышать хоть сто раз про Уаллагком. Даже тысячи фотографий в любом ракурсе не смогут передать те впечатления и ощущения, которые охватывают здесь человека.



ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ГЛАВУ                            ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: РСО-Алания, Россия, горы, природа, путешествия, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments