kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna

ТАМ, ГДЕ НЕТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЧАСТЬ 1. УЩЕЛЬЕ РЕКИ ДЗАМАРАШДОН

Дзамарашдон – правый значительный приток реки Фиагдон.

Собственно, от слияния рек Бугультадон и Дзамарашдон и начинается Фиагдон. Здесь он резко становится широким и полноводным. Но речь не об ущелье, проточенном водами Фиагдона, по берегам которого разбросаны древности Куртатинского ущелья. Рассказать хочется об ущелье Дзамараш – диком, безлюдном, но таком красивом, что трудно подобрать подходящие слова, чтобы описать эту дикую красоту.

Туристы и альпинисты проникают в верховья Дзамарашдона не снизу – это для них просто и неинтересно. Больший интерес для них в спортивном плане – путь через перевал Закка или Сивераут. Но они ведут из Заккинского ущелья.

А мы пойдём, как все не очень спортивные люди из Куртатинского ущелья, и пройдём реку Дзамарашдон от её устья до её верховий.

Как написано в справочнике, длина Дзамарашдона 10 км. На равнине – это пустяковое расстояние и проходится гуляющим шагом менее, чем за 3 часа. В горах всё не так. Идти 10 км с набором высоты по пересечённой местности гружёным как ишак – трудно и долго. И скорее всего не один день.

Но нам спешить некуда, мы не ограничены временными рамками, как спортивные группы, поэтому будем бродить по ущелью, пока не надоест, заглядывая во все самые отдалённые закоулки. Для вольного шатания по берегам бурного Дзамарашдона нужно оформить пропуск в пограничную зону, т.к.верхнее течение реки протекает по высокогорному ущелью Дзамарашком, граничащему с грузинским Трусовским ущельем.

Итак, мы стоим на грунтовой дороге, отходящей влево от дороги в Куртатинском ущелье, которая ведёт к Хилакским минеральным источникам «Суар». Перед нами информационный столб с грозной надписью о проходе в приграничную зону только при наличии пропуска и документа, удостоверяющего личность. С этим у нас всё в порядке, поэтому обходим шлагбаум (ключа от замка у нас, естественно, нет, а подлезать под перекладиной с рюкзаками неудобно) сбоку по обходной тропочке, протоптанной такими же путешественниками.

Это не «граница на замке», как сначала подумалось. Это дорога к кошу на замке, чтобы коровы и быки не могли удрать из ущелья, по которому они свободно ходят, куда им заблагорассудится.

Впрочем, грунтовая дорога вскоре подходит к кошу, расположенному в расширении ущелья на другом берегу реки. Дзамарашдон здесь течёт в довольно широком ложе, поэтому не такой глубокий в этом месте, по крайней мере автомашины с высоким днищем переезжают его без проблем.

Для пешеходов устроен мостик из настила из толстых брёвен. Перейдя на правый берег реки, замечаешь, до чего же красивое место выбрали пастухи для выпаса бычков.

Здесь их не десяток, и не два, а сотни! Урочище молодых бычков – туш под 300 кг и совсем молоденьких, почти теляток. Ходят свободно по ущелью, как бизоны по прериям.

Сходство с прериями добавляют высокие пожелтевшие осенние травы, в которых коричневатые туловища быков издали напоминают любимое мясо индейцев – бизонов. Да и размером кавказские бычки не уступят индейскому «питанию».

Недалеко от жилища пастухов стоят корыта с солью. Сначала подумалось, что это какая-то питательная подкормка к траве. Заглянув в ёмкости циклопических размеров, мы увидели кубики каменной соли. Оказывается, соль необходима бычкам для быстрейшего набора веса. Ведь трава, как известно, не содержит солёных минералов. Наевшись травы и соли, бычки, мучимые жаждой, пьют много воды, что способствует ускоренному обмену в организме и усвоению полезных веществ. И снова трава и соль. Вот такой круговорот в процессе образования мяса – белка.

Кстати, про соль каким-то образом узнают горные козы – туры, которые обитают в заповеднике по-соседству. Покинув безопасные для себя угодья, они приходят в гости к бычкам и беззастенчиво столуются из их кормушки. Да мало того, что «помогают» уменьшению солевых запасов для бычков, так ещё и остаются в Дзамарашском ущелье, будто трава тут сочнее, вкуснее и питательнее.

Сама наблюдала, как приехали егеря с биноклями на поиски своих подопечных. Стоят на склоне и рассматривают в бинокль скалы противоположного хребта. А стадо-то вообще ушло в такие высотные дали, где практически одни камни и скудные травы. Я их там видела, когда через несколько дней доползла в верховья ущелья под перевалы Дзамараш, Мидаграбин и Динамо. Но обо всём по-порядку.

Итак, у коша крутятся только молодые особи бычков, которые по-неопытности боятся далеко уходить от деревянного домика пастухов. Тут они тусуются, оттачивают друг на друге боевые качества, устраивая рогами корриду.

Наше появление явно им помешало в «играх в корриду» и вызвало не удовольствие. Они выстроились вдоль грунтовки, выставив рога вперёд. Нет, они нам не угрожали. Они нас предупреждали, что у них есть рога и копыта, чтобы мы не вздумали их обижать. А нам было не до этого: устали от дороги и жары, день клонится к вечеру, хочется горяченького супчика и обильного чая, пора устраиваться на ночлег.

Перейдя по камням ручей с прозрачной, почти хрустальной водой, на холме над ним мы раскинули свой шатёр – палатку. С занятого нами холма прекрасно обозревались окрестности: грунтовка к кошу, который находился в пределах видимости, бычки, фланировавшие по ущелью туда-сюда, занятые дневными заботами пастухи.

И тишина. Такая тишина, которая может быть только на природе. Даже шум воды Дзамарашдона сюда не доносился. Только ласковый шёпот ветерка и еле слышимый шелест крыльев шмелей, собиравших нектар с последних цветочков горной осени.

Какое чудесное может быть раннее утро в горах! Сон в спальнике освежает в сто раз лучше мягкой постели! А запах кофе (пусть и не из турки) добавляет радости предстоящему дню. Итак, провизия разложена по пакетам, рюкзаки набиты походными вещами, на ногах горные ботинки, в руках треккинговые палки – и вперёд, дальше на встречу с прекрасным.

Давно проснувшиеся быки, перестав меланхолично жевать, выпучили на нас глаза.

Вот уж кому мягкая постель не нужна. Хотя нет – кое-где трава примята так, что понятно, тут кто-то сладко спал. Чем не мягкое ложе? Бычков никто на ночь не собирает. Тут под каждым большим валуном удобная лежанка – трава и дом, и стол. А потеряться бычки не могут. У них в ушах серьга – чип, с индивидуальным номером и сведениями о рождении, хозяине, адресе и т.п, что положено у каждого живого существа в паспорте. По этому электронному документу его и найдут, в случае надобности. Прогресс в процесс хозяйствования пришёл и сюда, в горы. Чабан с компьютером и мобильником пришёл на смену пастуху с кнутом и чабанской палкой.

На дороге нашли жёлтенький чип с номером. Всё-таки одному бычку каким-то образом удалось копытом отодрать это «украшение» из уха. Вот это изворотливость! Хотя лошадь из анекдота от Юрия Никулина копытом могла набирать номер на телефоне. Что уж тут удивляться.

За такими рассуждениями незаметно прошли правый приток Дзамарашдона - реку Сырха. Нужно отметить, что многочисленные ручьи, стекающие с бортов ущелья Дзамараш безымянны, потому как незначительны и большую часть года их ложе сухо, но Сырха не такова: в ней всегда есть вода, хотя и в разном объёме. Вот потому-то эта речка и удостоилась отдельного названия.

На холме правого берега Сырха одиноко стоит цырт – памятный знак.

На что он указывает или что должен напоминать – неизвестно. Давно поставлен, не одну сотню лет назад. Вот и поросло всё быльём.

Высоко на склоне правого борта ущелья хорошо видна давно заброшенная дорога, поднимающаяся к рудникам. Она ровной линией расчертила «пирамиду» склона на две равные половинки. Сразу же хочется её исследовать и посмотреть на ущелье с высоты горняцкой дороги. Но… цель нашего путешествия другая. И мы, нехотя, отрываем глаза от склона с заманчивой дорогой.

Любуясь цветочками, которые ещё не успели отцвести, не смотря на осень, и поэтому привлекая внимание ярким пятном на фоне порыжелой травы, мы подошли к так называемым прижимам – крутым скальным склонам, омываемым водой Дзамарашдона.

Дальше берег реки не проходим, следует перебираться на другую сторону ущелья. На наше счастье здесь перекинут хлипкий мостик, так что бродить бурную к полудню реку не нужно.

Минуем брод, взбираемся на небольшое повышение дороги и… замираем от восторга. Перед нами цирк из разрушающихся горных пород, покрытый буйной не по-осеннему изумрудной зеленью. Над этим великолепием возвышается массив Сивераута. Со всех сторон стекают белопенные водопады. Неземная красота.

В этом месте ущелье делает поворот на восток под прямым углом. Но войти в висячую долину верховий Дзамарашдона не так просто. Нужно преодолеть поросшую травой первую ступень мощных прижимов.

Посмотрев на серпантин тропы, которая многочисленными петлями уходит вглубь ущелья, решаем «штурм» высокой ступени оставить на завтра и становиться на поляне, кем-то приспособленной под бивуак (высота 2350 м). Везде примятая трава и следы жизнедеятельности животных. Ого! Они и сюда добрались. Да вот они, с любопытством выглядывают из зарослей высокой травы. Нужно быть начеку, чтобы не спёрли что-нибудь из съестного.

Кстати, такое предупреждение будет не лишним для тех, кто делает закладки при кольцевых маршрутах. Ведь с этой поляны удобно подниматься на запад к перевалам в Заккинское ущелье и на восток – к перевалам в верховье Дзамарашдона. Утром, поднимаясь по серпантину тропы на ступень прижима, с первой же петли заметили внизу на зелёном пятачке «художественно» разложенное в разноцветных фантиках нечто. Такая свалка из мусора не свойственна туристическим маршрутам. Всё-таки в горы ходят люди культурные, мусор свой стараются не разбрасывать на стоянках. В лучшем случае относят его с собой, в худшем – закапывают. О плохом никогда не хочется думать, и первое, что приходит на ум – разграбленная закладка. Пришлось спуститься. Точно! Порванный пластиковый пакет, куски клейкой ленты, палка копчёной колбасы, баночки со специями, крупами и т.д. – всё то, что бычками считается не съедобным или не смогли рогами-копытами добраться. А вот сухари, печенье бесследно исчезли. Даже крошек не осталось. Собрали оставшиеся продукты в целый пакет и хорошо прикрыли крупными камнями. Не приятный сюрприз ожидает вернувшихся к закладке и наверняка голодных туристов.
Впрочем, может быть зря мы грешим на бычков. Туры и не на такое способны. Забраться в палатку в рюкзак – это им плёвое дело. А уж откопать из-под камней вожделенный сухарик, оставленный без присмотра…- а на что ещё нужно копыто? Сама видела, как гремя валунами, туры искали травинки.

Но это только ещё будет утром, а пока наслаждение отдыхом на уютной полянке, гуляние по ближайшим окрестностям, поедание ягод брусники и черники, вечернее «аукание» в белом как молоко тумане и прочие доступные в походе развлечения.

Tags: РСО-Алания, Россия, горы, природа, путешествия, туризм
Buy promo for minimal price.