kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

БЫЛИННЫЕ МЕСТА ПРИЭЛЬБРУСЬЯ

ЧАСТЬ 1. НАЧАЛО НАЧАЛ ВСЕХ ПУТЕШЕСТВИЙ

вид на Джылысу с морен ледников Эльбруса
«вид на Джылысу с морен ледников Эльбруса» на Яндекс.Фотках

Все путешествия начинаются с мечты. Она витает в воздухе, надолго поселившись где-то в отдалённом уголке мозга, постепенно приобретая реальные черты и оформляясь в маршрут. Бывает, всё происходит неожиданно, спонтанно. Не знаю, как у других путешественников, а у меня так чаще всего и бывает.

Итак, я на Кавказе томлюсь от безделья, обливаясь потом от жуткой жары и объедаясь фруктами-овощами из собственного сада-огорода.
полакомимся
«полакомимся» на Яндекс.Фотках

Конец мая - начало июня – клубнично-черешневый рай, а не огородная грядка.

урожай с грядки
«урожай с грядки» на Яндекс.Фотках

Всевозможные вредители тоже пользуются моментом, нападая на спелые ягоды, впрочем, мало интересуясь молоденькими огурцами и стручками гороха молочной спелости. Разнообразная зелень от петрушки-пастернака до укропа-кинзы так и «прёт, так и прёт», как говорила героиня актрисы Нины Сазоновой в Шукшинских «Печках-лавочках».

Вот в такой благодатный момент пришла мысль: «А не прогуляться ли в горы с пользой для дела и тела?» Так сказать, спрятаться от удушающей жары и скинуть пару килограммов с некоторых «зажиревших» мест. Сказано-сделано, благо горы рядом, под рукою всего в каких-то 100 километрах.

осенний вечер в предгориях
«осенний вечер в предгориях» на Яндекс.Фотках

И тут начались метания, куда идти. На большой поход времени недостаточно. В «серьёзные» горы – июнь – не подходящее время года. Желательно ходить туда в августе-сентябре. Пробежаться по ближним «пенатам»? Неинтересно. Недавно все закоулки обследованы до мельчайших подробностей и ни по одному разу. Но, как известно, кто ищет, тот всегда находит.

В местных теленовостях промелькнул сюжет о строящейся дороге из Кисловодска (Ставропольский край) в урочище Джилысу (Кабардино-Балкария), которое находится в национальном парке «Приэльбрусье».

серпантин в каньон Малки
«серпантин в каньон Малки» на Яндекс.Фотках

Нахлынули воспоминания, как с десяток лет назад мы бродили в этом оторванном от всего мира кусочке дикой природы, а теперь сюда стучится цивилизация, пока в виде шоссе.

К тому же к ущельям Приэльбрусья появился интерес со стороны историков, археологов, геологов, искателей исчезнувших цивилизаций и даже астрономов! Причина – всплывшие из небытия материалы и отрывочные сведения о древнем государстве славян Русколани, о котором в своё время упоминал ещё Михаил Ломоносов. Настоящий ажиотаж по поиску былинной Русколани начался после перевода и опубликования А.Асовым так называемой «Книги Велеса». Для тех, кто далёк от знания пантеона языческих древнеславянских богов, сообщаю, Велес (он же Волос) по дохристианской мифологии Руси — один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Хорса.

Род - Родитель всего живого и сущего у древних славян. Род породил всё, что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый (Явь) от мира невидимого, духовного (Навь). Он отделил Правду от Кривды. Некоторые учёные считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. От слова Род идут слова приРода, плодоРодие, уРожай. Более того, в нём видят Верховное божество, творца жизни на Земле. А ещё, согласно верованиям славян, именно Род посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.

Хорс (Хорос) - бог солнечного диска (Солнца, светила). Имя «Хорс» происходит от корня «хор» и обозначает «круг», «окружность», что отражает его связь с солнцем. Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. Вероятно, главной частью празднеств, посвящённых Хорсу, были массовые танцы (хоровод), после которых ему приносили в жертву специально приготовленные кушанья: «хорошуль» - круглый ритуальный пирог - курник. В честь Хорса славяне строили Святилища - хоромины, хоромы. С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хоругвь, хор. Корни «хоро» и «коло» семантически связываются с понятием круглого. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей, идущих по кругу, хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем «коло» связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.

Вот такие родственники у Велеса. Его же главное деяние в том, что он привёл сотворённый Родом и Хоросом мир в движение: день стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох; после печали — радость. Велес обучал основам жизни, учил людей преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение (циклы, от коло - круг) происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях.

Символ движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави - знак солнцеворота (на санскрите — свастика). Большое значение имеет направление изогнутых лучей солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» — Посолонь — слева направо, к Прави. Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдёт вспять — Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов - Прави - к чёрной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Кстати, такая свастика была у фашистской Германии.

Человек, следующий от Добра ко Злу, будет всё больше озлобляться, чернеть душой. Из тех времён и в наши дни пришёл обычай плевать трижды через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле мы говорим, что оно правое, то есть правильное.

Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса» («Велесовой Книге»). Толковали закон людям волхвы, служители Великого (это слово образовано от имени Велес) бога. Кстати, имя Велеса, по мнению многих исследователей, происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровителем которого он являлся. (Так же, возможно, что слово «волхв» происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для подражания своему божеству). На Украине на зимние Святки и Масленицу до сих пор можно встретить ряженых — людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.

В обычаях древних славян было оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей злаков – волоти (на теперешний язык - волосы). Эта жертва называлась «Волосовой бородкой», чтобы и на следующий год на этом поле был хороший урожай, хорошо рос хлеб. Этот обычай дожил практически до наших дней.

Летописец Нестор в «Повести временных лет» называет Велеса - «скотий бог» (покровитель домашних животных). Скот – основное богатство кочевых племён, потому и «бог скотов», а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни.

стада идут на летние высокогорные  пастбища
«стада идут на летние высокогорные пастбища» на Яндекс.Фотках

В христианскую эпоху культ Велеса был заменён почитанием покровителя скота Святого Власия (производное имя от Велеса). Видимо, по этой причине в памятнике «Тысячелетие России» Велес изображён с коровьей головой на груди.

«Книга Велеса» была вырезана на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX в.н.э. В ней говорилось кто мы (славяне), откуда и куда идём. К сожалению, сами дощечки утеряны во время войны, а текст с них списан и опубликован русскими эмигрантами в 1950 –е годы в Сан-Франциско, что послужило поводом к сомнению их подлинности. Как историки, так и лингвисты полагают, что это фальсификация, написанная в XIX или (более вероятно) XX веке и примитивно имитирующая древний славянский язык.

Как бы там ни было, но тексты «Книги Велеса» содержат географическую привязку к местности, где происходили события, приводят имена людей, следы которых сохранились в современных названиях рек, поселений, урочищ и даже пастбищ! Слишком много должны были знать фальсификаторы о дохристианской Руси, о которой и сегодня – в век доступной информации - известно до обидного мало. К тому же «фальсификаторы» должны были видеть какие-то исторические первоисточники, работать с архивами зарубежных стран, которые до недавнего времени были закрыты для посторонних, к тому же знать несколько языков, чтобы иметь возможность перевести древние документы не только со старинных иностранных языков, но и современных, и увязать свои «выдумки» с событиями, описанными историками-иностранцами. Для простых эмигрантов, коим приписывают сотворение «Книги Велеса», это невероятно. Невозможно объять необъятное. И вместо отрицания этой «Книги», мне кажется, требуется изучение этого вопроса не только историками и лингвистами, но и ещё ряда учёных, в том числе с поисками следов описываемых событий из жизни древних славян.

Думаю, этих сведений достаточно, чтобы понять, кто такой Велес и о чём его «Книга». И тут возникает вопрос: причём тут древний славянский бог Велес, его «Книга» и государство Русколань? И как это всё связано с Приэльбрусьем?

цветущие луга под Эльбрусом
«цветущие луга под Эльбрусом» на Яндекс.Фотках

Дело в том, что с некоторых пор на территории, прилегающей непосредственно к Эльбрусу, стали находить артефакты, которые никак не укладываются в канву официальной истории края. Зато ясно указывающие, что в Приэльбрусье существовала высокоразвитая цивилизация, канувшая в лету. Энтузиасты-археологи предположили, что это древнее государство славян Русколань, следы которого сохранились в устном народном творчестве – былинах. Мало ли что понарассказывают сказочники, возразили отечественные историки. Нет письменных сведений о Русколани, значит, не существует документального подтверждения существования этого государства. Сказки (былины) к делу не пришьёшь, и «умыли руки», то бишь успокоились.

Но старинные иностранные источники (арабский историк Аль Масуди, турецкий путешественник Эвлия Челеби) довольно точно приводят координаты столицы Русколани Кияра: гора Каракея в районе Эльбруса.

Каракая из каньона Малки
«Каракая из каньона Малки» на Яндекс.Фотках

Кроме того существуют отчёты экспедиций по поиску материальных остатков Русколани, проведённые до революции в царское время в 1851, 1881, 1914 годах.

Из-за того, что официальная наука не признаёт существования на Кавказе славянского государства Русколань, опираясь на труды Миллера и Шлёцера, которые писали историю для царствующего дома Романовых, извратив многие моменты из древней жизни славян, а некоторые материальные источники (летописи) попросту уничтожив, высшие органы власти современной России игнорируют появившиеся многие факты и артефакты, свидетельствующие о бытности в Приэльбрусье какой-то исчезнувшей цивилизации, и не принимают какого-либо участия в исследовании этого вопроса. Может, денег нет из-за скудности бюджета. А нет финансирования, нет и раскопок, и дорогостоящих экспедиций с привлечением видных специалистов из разных научных областей.

Но нашлись краеведы-энтузиасты, которые вот уже несколько лет подряд начиная с 2001 года организуют и проводят экспедиции в Северном Приэльбрусье.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

И даже добились некоторого успеха. Так, в представленном ими докладе научному астрономическому сообществу утверждается, что «у горы Каракая, в Скалистом хребте на высоте 3646 метров над уровнем моря между селениями Верхний Чегем и Безенги с восточной стороны Эльбруса найдены следы столицы Русколани города Кияр, существовавшего задолго до Рождества Христова, который упоминается во многих сказаниях и былинах разных народов мира».

И что, думаете, у государства нашлись средства для финансирования дальнейших изысканий? Как не нужна была Романовым историческая правда о славянах, так и сегодня она, видимо, мало интересует власть предержащих.

Зато чёрные копатели не дремлют и собирают «сливки» с добытой информации. Хлынули в Северное Приэльбрусье эзотерики разного толка, искатели Шамбол, последователи зороастризма, ведизма, других духовных практик, отчёты о «находках» которых с пугающей частотой стали появляться на страницах печатных изданий и в интернете, где подобных сказочных рассказов пруд пруди.

Подсуетились и курортные экскурсбюро, предлагающие за сумасшедшие (просто космические) деньги туры в Джилысу на любой вкус: больным - с купанием в нарзанных ваннах с вкушением целебного напитка, верящим в чудеса – «доказательства» пребывания инопланетного разума, любителям пейзажей – Эльбрус во всей красе с северной стороны и интересные природные изваяния, интересующимся историей – по местам исчезнувшей цивилизации и памятникам не такой уж старины («камень Эммануэля» с надписью, нацарапанной в 1829 году).

приём нарзанной "ванны"
«приём нарзанной "ванны"» на Яндекс.Фотках

А там, куда приходят люди с «цивилизацией», дикий край неузнаваемо преображается: цветы вытаптываются миллионами ног страждущих прикоснуться к чуду природы, свежий целебный воздух становится загазованным от тысяч натужно фырчащих железных «коней», везущих по серпантинам дорог этих самых страждущих. К горам со снежными вершинами добавятся кучи мусора, без которого наша отечественная цивилизация просто немыслима.

Так как это национальный парк, то какая-либо хозяйственная деятельность и строительство запрещены законом.

отары идут на летний курорт
«отары идут на летний курорт» на Яндекс.Фотках

Но где отдыхающие, там и шашлычные. Нельзя строить, но есть выход – установка уродливых временных «шалашей», чадящих на всю округу. Шашлык не запивают нарзаном – не то сочетание. Следовательно, появятся «реки» пива и водки. «Пити, значит, весёлым быти». Эту фразу приписывают киевскому князю Владимиру Красному солнышку, который крестил Русь более тысячи лет назад. Не верите? Почитайте историю Ключевского, который подробно всё описал, как оный князь выбирал подходящую веру для своего народа – славян, как будто сам там присутствовал.

А какое веселье без зажигательной музыки, песен и плясок? Птицы своим щебетаньем не смогут «перекричать» децибелы музыкальной аппаратуры, так что вместо нежного «чик-чирик» придётся слушать «оп-ца-ца, гули-гули» или про весну, которая «чумачечая». В общем, грядёт расцвет бизнеса и создание рабочих мест, что немаловажно в обстановке чувствительной безработицы в регионе, особенно, среди молодёжи.

Вот и решили мы, не дожидаясь апокалипсиса в отдельно взятой местности, посетить пока ещё полудикие Джилысу, чтобы своими глазами увидеть остатки былинной Русколани.

на склонах Эльбруса
«на склонах Эльбруса» на Яндекс.Фотках

Составив на скорую руку маршрут с элементами небольшого экстрима, покидали в рюкзаки необходимую амуницию и вперёд, в горы.

Пробираться к тёплым источникам, как переводится слово «джилысу», решили горными тропами из посёлка Верхний Баксан – подальше от торных дорог с автомобилями и экскурсантами.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тем более, что этот путь известен с древности. Возможно, со времён Русколани. Частично маршрут совпадает с известной туристической Эльбрусской кругосветкой.

Для неходящих сообщаю: доехать до урочища Джилысу можно из Тырныауза (Кабардино-Балкария) по грунтовой дороге на транспорте высокой проходимости – 60 км, из Кисловодска через Долину Нарзанов практически на любом автомобиле – 80 км.
Tags: Кабардино-Балкария, Россия, горы, природа, путешествия, туризм
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments