kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ВЕКОВ

ЧАСТЬ 1. СОЛЯНКА ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ АРТИФАКТОВ

Аланский мужской монастырь
«Аланский мужской монастырь» на Яндекс.Фотках

Я очень люблю путешествовать, но иногда мои путешествия недостаточно насыщены познавательной информацией. Поэтому приходится для восполнения недостатка знаний ездить на экскурсии. И здесь очень многое зависит от экскурсовода. Попался мне как-то телефончик турфирмы то ли «Турист», то ли «Пилигрим», сейчас уже и не помню. Звоню и там уже по первому моему вопросу поняли, что клиент капризный, требовательный, много повидавший. Поэтому сразу же спросили: «А что бы вы хотели посмотреть?» «Ну, что-нибудь не банальное. Желательно историческое, но на природе». Мне предложили Куртатинское ущелье, которое, по словам турфирмы, просто напичкано древностями.

И вот я еду в манёвренном микроавтобусе в Северную Осетию, в ущелье, где чуть ли не каждый камень, как меня уверяли, имеет «бородатую» историю.

Главный Кавказский Хребет
«Главный Кавказский Хребет» на Яндекс.Фотках

Экскурсовод с необыкновенным именем Людмила Терентьевна просто находка для любознательных, кладезь всяких сведений на историческую, природную, фольклорную тему. За её занимательными рассказами мы не заметили, как подъехали к священному для осетин месту – Святилищу Святого Георгия – покровителя воинов и путников, каковыми и являются осетины. Ну, и нам, путникам, перед дальней дорогой получить благословение у «своего» Святого лишним не будет.



Рассматриваем св.Георгия (добро) на коне, поражающего Змея (зло) копьём прямо в раскрытую пасть. Очень напоминает герб Москвы, где тоже изображён Святой Георгий – покровитель Москвы, и частушку, пришедшую к нам из глубины веков: «Держит в руце копиё, тычет змия в жопиё». А чего удивляться?! И осетины, и славяне (спасибо князю Владимиру Красное солнышко за крещение Руси) – христиане и святые у них одинаковые.

в окружении Святых
«в окружении Святых» на Яндекс.Фотках

Знаменитое копьё в руке Святого сохранено в названии нашей самой мелкой монеты – копейки, т.к. на первых медных монетках был изображён всем известный сюжет – Святой Георгий на коне с копьём (был ли изображён змей - не помню), вот и пошло гулять слово «копейка».

под серебряными копытами
«под серебряными копытами» на Яндекс.Фотках

Осетины были христианами ещё до славян и про своего Святого Георгия рассказывают такую легенду: поселился в озере Змей и своим зловонным дыханием отравлял всё в округе. Пошли к нему старейшины и стали умолять Змея не уничтожать скот и растительность, ведь скоро осетинский народ ждала голодная смерть. Змей засмеялся и говорит: «Ладно, живите! Но каждый день приводите ко мне по красивой девушке для моего пропитания». Скоро девушки кончились. Привели на берег озера последнюю – дочь самого князя. Привязали её к дереву, чтобы не удрала, и удалились, дабы не мешать Змею трапезничать. Девушка в страхе рыдает и стенает, молится перед тем, как стать обедом чудища поганого. И вдруг с небес спускается богатырь на белом коне с копьём. «Чего слёзы льёшь?» - спрашивает. «Как же мне не плакать, если время умирать страшной смертью пришло? А ты уходи, а то и тебе достанется от Змея – проглотит и не облизнётся даже!» Тут и голодный Змей подвалил, открыл свою зловонную пасть, дышит на юношу «перегаром», а тот, не будь дураком, пригвоздил в миг гада к земле. Испустило чудище в последний раз своё зловоние и отправился к своим праотцам. Освободил юноша красавицу от пут, сказал: «Живи!» и упорхнул на небо. «Скажи хоть, как тебя зовут!» - крикнула ему в след радостная девушка и услышала – Георгий. Вот от той девушки и пошёл осетинский народ, поклоняющийся своему покровителю Святому Георгию.

Заезжаем в городок районного значения Алагир. Он относительно молодой – заложен в 1850 году как посёлок для работников серебряно-цинкового завода. Он не похож на российские города – сплошные каменные заборы, за которыми и домов-то не видно. Вот уж точно «мой дом – моя крепость». Но центр города (древнее ядро) довольно цивильный.

водная феерия
«водная феерия» на Яндекс.Фотках

Современный, даже гламурный, фонтан перед памятником Ленина. Кстати, с памятником произошла интересная, на мой взгляд, история. Пролетарский Вождь стоял лицом к главной улице, по которой ходят колонны демонстрантов по праздникам. Вытянув руку, как бы указывая путь к светлому будущему, Ленин принимал парады. Когда наступила перестройка, пришли новые герои и идолы, но Главного Революционера не выкинули, как это сделали во многих российских городах. Осетины вообще терпимо относятся к памятникам разных эпох. Например, на балконе одной многоэтажки выставлен бюст Сталина приличного размера. И это стало тоже достопримечательностью города и экскурсоводы, проезжая, обращают на него внимание своих подопечных.

Вождь пролетариата руководит фонтаном!
«Вождь пролетариата руководит фонтаном!» на Яндекс.Фотках

Ну, а в случае с Лениным, поступили следующим образом – развернули постамент, и Вождь теперь указывает рукой аккурат на древний собор (вот она, курьёзность! Ленин-то был атеистом и богоборцем!), будто приглашая: «Идите, господа, молитесь! Замаливайте свои грехи!»


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ну, и мы идём в этот собор, который всего на год младше Алагира (был заложен в 1851 году). Свято-Вознесенский собор знаменит не только тем, что единственный на Кавказе, построенный в византийском стиле из местного материала – розовато-серого туфа, но и тем, что внутреннюю художественную роспись стен и потолков выполнил Коста Хетагуров – кавказский поэт, просветитель, художник.

Свято-Вознесенский собор
«Свято-Вознесенский собор» на Яндекс.Фотках

А так храм, как храм: свечи, распятия, алтарь. Всё очень скромно, сдержано. Территория ухожена, много цветников, восстанавливается звонница, и тогда, говорят, малиновый звон будет отражаться от ближайших хребтов и разноситься чуть ли не на всю республику.

колокольня Свято-Вознесенского собора в г.Алагир
«колокольня Свято-Вознесенского собора в г.Алагир» на Яндекс.Фотках

оборонительная башня в стене Свято-Вознесенского собора
«оборонительная башня в стене Свято-Вознесенского собора» на Яндекс.Фотках

Возле древних стен собора небольшая выставка древних каменных изваяний – цырт. Каждый цырт несёт смысловую нагрузку. Вот каменный ворон – уважаемая птица на Кавказе. Многие тейпы (родовые семейства) на своих родовых гербах рисовали эту птицу и не потому, что ворон в Осетии полно, как и везде, а за особые заслуги.

Каменный орёл (цирт)
«Каменный орёл (цирт)» на Яндекс.Фотках

Рассказывают такую историю. Собрали осетины урожай и в честь окончания сбора решили устроить праздник. Наварили пива, съехались все родственники из ближних и дальних селений, накрыли столы и уже хотели из чана разливать пенный напиток, как прилетел ворон и стал над чаном кружиться. Его отгоняют, а он не улетает. Видит ворон, что его не понимают люди, сложил крылья и камнем упал в чан и утонул. Ну, кто после этого пиво пить будет?! Вылили жидкость из чана, и на дне обнаружили ядовитую змею. И тогда они поняли, что ворон хотел их предупредить, мол, не пейте пенный напиток, а то отравитесь. И ценой своей жизни спас людей. С тех пор ворона этот род стал почитать своим покровителем.

попытка обнять каменного великана
«попытка обнять каменного великана» на Яндекс.Фотках

Вспомнилась история про этих умных птиц, рассказанная одним реставратором. Группа молодых художников приводила в порядок храм, возле которого находился старинный парк с обитающими в нём воронами. В обеденный перерыв реставраторы пили молоко с булочками, а крошками подкармливали горластых соседей. Одна ворона с ними подружилась, прилетала к обеду и сидела рядом, поклёвывая угощение. Реставраторы звали её наш Орёл. Так и пошло: «Привет, Орёл!», «Молодец, Орёл!», «Пока, Орёл!». И вот однажды они курили и наблюдали, как их «Орёл» прыгал в траве у дорожки. Мимо проходила группа экскурсантов. Женщина-экскурсовод вела школьников младших классов. Они, как водится, шумели, прыгали, носились вокруг и вдруг… увидели ворону, с опаской наблюдавшей за ними. На вопрос детей «Что это за птица?» экскурсовод уверенно ответила: «Это ворона, дети». Ворона сверкнула на говорившую глазом и невозмутимо поправила: «Орёл», - взмахнула крыльями и полетела по своим делам. Экскурсовод, где стояла, там и села от неожиданности, а дети были в полном восторге: они не только ворон не видали в своей жизни, но и говорящих орлов.

Соседствует с каменным Вороном «Древо жизни». Но символы, изображённые на нём, понятны только специалисту. Хорошо, что наш экскурсовод им и оказался и растолковал нам, что почём.

"Древо жизни"
«"Древо жизни"» на Яндекс.Фотках

Крылья-руки на столбе – наши помыслы, разум, связаны со Вселенной. Корни внизу столба – метафора: все мы вышли из земли, туда и вернёмся. Не забывай, что ты на земле только гость – твори добро. Здесь становится понятен смысл фразы «Где родился, там и пригодился». Посередине пупок – это нам напоминание, что человек находится где-то посередине между землёй и космосом. Приземлённые желания и мечты опускают тебя к земле (на уровень плинтуса, как говорится на сленге), ну а желания и дела на благо общества возносят тебя и делают имя бессмертным. Что значит эта дыра, я уже не помню, но заглянуть в неё очень хочется.

Эти цырты, как говорится, глубокая старина, но есть и «свеженькие» камни – творчество молодых камнерезов, которые украсили сквер своими вот такими симпатичными «статуэтками».

Не тяжеловато ли старцу?
«Не тяжеловато ли старцу?» на Яндекс.Фотках

По дороге в Куртатинское ущелье делаем небольшой крюк, чтобы заехать на окраину селения Дзуарикау - посмотреть оригинальный памятник матери, проводившей на фронт семерых сыновей. Все полегли на войне. Скорбная статуя женщины, замершая у ворот в ожидании своих мальчиков, а над ней кружит стая журавлей из семи птиц.

Памятник матери
«Памятник матери» на Яндекс.Фотках

Дагестанец Расул Гамзатов (сосед по Кавказу) написал такие строки:
Мне кажется, порою, что солдаты
С кровавых не вернувшихся полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они летят с времён тех давних
И подают нам голоса.
Не потому ль так грустно и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Семь журавлей
«Семь журавлей» на Яндекс.Фотках

А вообще, осетины отменные воины. У них это в крови. Если в роду объявлялся трус, вырезали весь род под корень, чтобы не портить породу. Говорят, всемирно известный английский король Ричард Львиное Сердце нанимал осетин к себе в охрану – не было их храбрее и преданнее во всём мире. У них и Героев Советского Союза на 1000 человек населения – самый большой показатель. Кстати, с одним из Героев, генералом Плиевым на войне случилась казусная история. Как все кавказцы (грузины тоже) разговаривал он с сильным акцентом. Речь горцев гортанная, они не выговаривают букву «з», заменяя её на «ж». И вот в сражении за высоту Плиев понял, что нужно отступать, иначе все солдаты полягут зря. Он скомандовал «Назад!», а получилось «Нажать!». Солдаты и выполнили его команду – так нажали, что выбили врага с высоты – очень важного в стратегическом плане плацдарма. За этот бой Плиев получил Звезду Героя. А если бы солдаты знали бы особенности его речи и поняли, так как надо было бы? Не быть Плиеву героем?

Гортанность речи кавказцев нашла отражение в народном творчестве, став предметом множества анекдотов, к примеру, как этот. Грузинский учитель русского языка объясняет детям правила русского правописания: «Запомните, дети, сол, фасол, мазол – пишутся с мягким знаком, а вилька, тарелька, бутылька – пишутся без мягкого знака. Объяснить это не возможно. Нужно просто запомнить».
Tags: РСО-Алания, Россия, город, природа, путешествия, туризм
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments