kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

МЕСТО, ГДЕ «ПРИЧАЛИЛИ» ГЕРОИ АНТИЧНЫХ ЛЕГЕНД

В пасти у монстра.
«В пасти у монстра. » на Яндекс.Фотках

Сочинская площадь Искусств – знаменательное место. Но не тем, что здесь проводятся различные фестивали. Например, ежегодный фруктово-овощной фестиваль «Кубанская кухня» с запиванием кубанских харчей морем разливанным пива.

в гостях на кубанском хуторе
«в гостях на кубанском хуторе» на Яндекс.Фотках

А тем, что в конце площади (если за начало принять памятник «вечно живому» Ильичу под псевдонимом Ленин) находится Художественный музей. Здание музея будто «прибыло» из Древней Греции: с коринфскими колоннами, портиками. В таких воскурили фимиам античным богам Аполлону или Афине-Палладе.

сочинский пантеон древностей
«сочинский пантеон древностей» на Яндекс.Фотках

Но не об этом речь, а о директоре этого заведения Петре Хрисанове – хранителе «художественных муз». Было бы странно, если бы директор художественного заведения не имел бы некоторого отношения к искусству. Пётр Хрисанов – скульптор, и его детища разбросаны по курорту.

Далеко ходить от Художественного музея не надо, чтобы полюбоваться на плоды его неуёмной фантазии. На площади Искусств перед Художественным музеем на самом скромном месте (в закуточке) бетонный монстр, стерегущий золотое руно.

"Золотое руно" и его охранник
«"Золотое руно" и его охранник» на Яндекс.Фотках

Древнегреческие легенды рассказывают нам, как аргонавты под руководством Ясона отправились в опасное путешествие по Понту Эвскинскому (Чёрное море) в Колхиду (современная Грузия). Корабль назывался «Арго». Собственно, его название и послужило тому, что отважных мореплавателей стали величать аргонавтами. Что за дело было у них в Колхиде? А плыли они туда целенаправленно за «Золотым руном» (шкурой волшебного барана, как понимаете, золотого). После всяких мытарств им удалось победить дракона, ревниво охраняющего заветную шкуру, и добыть «Золотое руно». По-видимому, это и есть то самое «Золотое руно» и его страшный охранник. И их место тут у храма в эллинском стиле.

"Золотое руно"
«"Золотое руно"» на Яндекс.Фотках

Читая Гомера, его бессмертную «Одиссею», я всё думала, что это за руно такое - золотое? Почему овечью шкуру так назвали? И чего её охранять, когда по горам этих овец бродит несчитанное количество. Вот, думаю, греки, плыли за три моря киселя хлебать, рискуя жизнью, когда своих овец там предостаточно. Греция, как известно, «овечья» страна. Но так думаешь, кода видишь следствие, а не причину. Плыли-то они за золотом, которое и сегодня добывают в верховьях реки Сочи странным, на первый взгляд, способом. Опускают вводу горной реки шкуру овцы и взбаламучивают воду. Золото – тяжёлый металл, вот золотой песок и застревает в шерсти в отличие от простого. Остаётся только встряхнуть шкуру. Вот вам и «золотое руно». Думается, что директор Художественного музея Пётр Хрисанов знал о таком способе добычи золота, вот и поместил героев «Одиссеи» дракона и шкуру возле музея. Тем более, что относительно недавно экспозиция Музея пополнилась золотыми античными предметами, найденными недалеко от Сочи, предположительно того времени, когда здесь «шарили» аргонавты.

Рядом целый городок занимательных скульптур и композиций разных авторов: Бутаева-Звонова, Халафяна, но об этом уже рассказывалось. Развитие садово-парковой скульптуры началось в Сочи всего четыре года назад.

"Фотограф" с вараном
«"Фотограф" с вараном» на Яндекс.Фотках

Небольшие скульптуры на курорте уже стали изюминкой города. Возле них фотографируются отдыхающие и просто наслаждаются их видом прохожие. «В Сочи нет промышленности, нет заводов и главный кормилец города — это конечно отдыхающий. Мы должны его холить и лелеять и, конечно, устанавливать скульптуры», — считает директор Художественного музея города Петр Хрисанов.

Недавно в сквере установлена «Скульптура отдыхающему» (автор Пётр Хрисанов). Памятник отлит из бронзы и представляет собой фигуру человека в шлепках, шляпе и с фотоаппаратом на груди в натуральную величину.

скульптура отдыхающего
«скульптура отдыхающего» на Яндекс.Фотках

Историки, ссылаясь на всякие древние манускрипты и «папирусы» выяснили, что Древние греки полагали, что Северный Кавказ (Черноморское побережье в том числе) населяли храбрые женщины-воительницы, а по-простому – амазонки. Учёным так и не удалось узнать наверняка о реальном существовании этих женщин. Однако черноморские греки-колонисты были уверены, что их близкие соседи — сарматы, произошли от смешения скифов с легендарными амазонками. Так что сначала Сочинский берег «оккупировали» амазонки, потом греки, на смену которым пришли турки, а теперь здесь правит «бал» отдыхающий.

Скульптура отдыхающему.
«Скульптура отдыхающему.» на Яндекс.Фотках

В шаговой доступности от него ещё скульптуры: «Птица-Феникс» и «Античные борцы». Бронзовая скульптура «Птица Феникс» с прекрасным женским лицом, хотя считается, феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, он сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

птица Феникс
«птица Феникс» на Яндекс.Фотках

Феникс - это универсальный символ бессмертия. Ну а сочинский Феникс – символ бессмертия с человеческим лицом. Наверное, намёк на женщину, как на дающую новую жизнь, продлевающую человеческий род.

Скульптура «Античные борцы» появилась тоже неспроста. Намёк на Олимпиаду в Сочи 2014 году.

борцы
«борцы» на Яндекс.Фотках

На этом мифо-греческий кластер – работ рук Петра Хрисанова на площади Искусств заканчивается. Но надеемся, что - пока, и директор Художественного музея будет продолжать радовать сочинцев и гостей курорта добрыми, остроумными скульптурами.

Но не только мифические герои привлекают Хрисанова в качестве идей для создания скульптур. Бытиё, которое определяет сознание, тоже вдохновляет его на изготовление вполне земных скульптур и композиций. В сквере возле Центральной администрации установлен памятник учителю.

памятник сочинскому учителю
«памятник сочинскому учителю» на Яндекс.Фотках

Его установили к празднику Дня учителя. Автор – известный нам Пётр Хрисанов. На памятнике табличка с надписью: «Сочинскому учителю: «Уроки Ваши мыслить заставляют, дерзать, творить и верить в чудеса…».

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых,
И, сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый год не шлём им поздравлений.
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами.
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий -
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

С появлением скульптуры появилась и традиция у школьников бегать сюда перед ответственными школьными испытаниями (контрольные, экзамены, ЕГЭ) и натирать нос и руки ученицы.

Памятник учителю.
«Памятник учителю.» на Яндекс.Фотках

Говорят, это принесёт обязательно успех и удачу в учёбе. Нос уже стал как «золотой», а руки блестят выше локтя. Это внимательному зрителю говорит о многом. Рассматривая бронзового учителя, вспомнила притчу «Об учителе и учениках», конечно, не из современной жизни, но поучительную.

«Когда произошли Великие географические открытия, в Европу хлынули путешественники, которые в основном везли золото: это богатство, это власть над людьми. Но не все поддавались алчности и жажде наживы. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения – томата. И вот, первый урожай.

сеньорита томатито
«сеньорита томатито» на Яндекс.Фотках

Многие хотели научиться выращивать неизвестный овощ, но путешественник дал по одному семечку только двенадцати своим ученикам со словами:
- Через год я проверю, как внимательно вы слушали меня.

Прошёл год. Пошёл учитель смотреть на труды своих учеников. У первого учитель не увидел растения.
– Где плоды твоего труда? – спросил он.
– Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.
– Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что ты взялся отвечать, - сказал учитель и отправился ко второму ученику.
Но и у него не было растения.
– Слишком рано, учитель, я посеял семечко. Замёрзло оно.
– Всему своё время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - напутствовал его учитель и постучался к третьему ученику.
Но и тот оказался нерадивым.
– Прошу прощения, учитель. Посеял я семя, но забыл его прорастить.
– Повторяю тебе урок: разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.
И четвёртый ученик встретил учителя с понурой головой. Он забыл посеять семя.
– Запомни: что посеешь, то и пожнёшь, - сказал огорчённый учитель и с надеждой отправился к пятому ученику.
Но и тому нечем было похвастаться. Посеял он семя по всем правилам. Взошло оно, но ученик решил пересадить его на другое место. Погибло растение.
- Всё должно иметь свои корни, - покачал головой учитель.
Вид шестого ученика был печальным.
– Взошло моё растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло моё растение.
– Запомни, ничто не может жить без питания.
И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.
– Пришёл сосед, посмотрел, и погибло растение, - так объяснил ученик причину гибели учителю.
– Береги впредь своё чадо от дурного глаза.
Нечего было предъявить и восьмому ученику.
– Послушался я, учитель, чужих советов, - пожаловался он.
– Не слушай тех, кто не знает, - совсем расстроенный учитель отправился к девятому ученику.
– Учитель, слишком поздно я посеял семя, - с такими словами его встретил девятый ученик.
– Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня, - вздохнул учитель и пошёл дальше по ученикам.
У десятого учитель увидел растение, но оно было хилым и без плодов.
– Забыл я удобрить землю, учитель.
- Не жди плодов без плодородной почвы, - наставлял учитель.
Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.
– Учитель, я выполнил все твои советы.
– Ты - хороший ученик, и я горжусь тобой.
Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.
– О, учитель! Я делал всё, чему ты меня научил, а ещё я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днём я заходил рассказать, как идут мои дела. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, а потом желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу.

Семья Помидоркиных: синьор Помидор, мадам Помидоркина, Томатус, Томаттио и Томателла
«Семья Помидоркиных: синьор Помидор, мадам Помидоркина, Томатус, Томаттио и Томателла» на Яндекс.Фотках

А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем».

В общем, как и в жизни: всегда в классе есть и двоечники, и троечники, и с крепкими знаниями, так называемые «хорошисты», и отличники с золотой медалью. А бывают выдающиеся, талантливые ученики без золотой медали, но с Нобелевской премией.

В Сочи установлены в парках и скверах скульптуры многих авторов. Но почерк Петра Хрисанова собственный, узнаваемый. Он никому не подражает.
Tags: Краснодарский край, Россия, город, путешествия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments