kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

ВСЁ ДЛЯ «РУССО ТУРИСТО»

парочка контрабандистов
«парочка контрабандистов» на Яндекс.Фотках

В последнее время в Сочи не только с размахом идёт строительство спортивных и культурных объектов, но и установка памятников и, так называемой, городской скульптуры. О работах Акопа Халафяна я уже сообщала ранее. Не менее плодовитым оказался и тандем Бутаев-Звонов. Почему два автора работают вместе, я не в курсе. Я даже не знаю, как рождаются у них идеи: одновременно, или одному идея в голову прилетает, а другой её развивает, дорабатывает. Но факт остаётся фактом: почти каждый год на улицах, в парках и скверах появляются их работы. Познакомимся с некоторыми из них.

Начнём с парадных скульптур, которые обычно удостаиваются почётного места где-нибудь у здания администрации, на главной (центральной) площади, возле какого-нибудь музея, дворца (спорта и прочих дворцов) и т.д., мало ли таких мест в большом городе? Сочи, в этом смысле, не исключение. Значимых зданий здесь много: дворец-вокзал, дворец-морвокзал, дворцы-санатории, дворцы-отели. Вот возле Морвокзала, например, установлен памятник Петру Первому, который устремил свой орлиный взор не в «окно Европы», а на воды Чёрного моря.

Памятник Петру в Сочи
«Памятник Петру в Сочи» на Яндекс.Фотках

Авторы-отцы Петра, как вы понимаете, Бутаев-Звонов, о творчестве которых я и пытаюсь рассказать. Но мысль установить памятник первому российскому императору в Сочи принадлежит не им. А дело было так.

Однажды мэру города Сочи пришла в голову идея: «Сочи, как и «град Петров», расположен на берегу моря и теперь активно строится, почему бы ему здесь не установить памятник? Ведь именно Петру I принадлежит идея создания российского флота». И вот уже сочинские скульпторы Александр Бутаев и Вячеслав Звонов ваяют Петра. Всего 1,5 месяца работали мастера над образом великого российского императора, потом его отливали в Белоруссии. В праздничный день 1 мая 2010 года бронзовая скульптура российского императора-реформатора весом в пять тонн была открыта в сквере против Морского порта Сочи у мелководного причала. Бронзовый Пётр имеет высоту 5,5 м (с постаментом). И рядом с ним может сфотографироваться любой желающий.

Пётр Первый прописался в Сочи.
«Пётр Первый прописался в Сочи.» на Яндекс.Фотках

Но, откровенно говоря, пальмы и Пётр - нереальное сочетание. Больше бы сюда подошла фигура Арапа, которого Пётр, как известно, крестил и женил, о чём нам рассказал его правнук, лучше всех знавший русский язык, ходячий учебник красивого литературного языка, «наше Всё» - Пушкин Александр Сергеевич.

Пётр I
«Пётр I» на Яндекс.Фотках

С другой стороны Морвокзала в сентябре 2010 года (меньше, чем через полгода после Петра) установлена композиция из скульптур работы всё того же тандема Бутаев-Звонов. Что на этот раз подвигло их на выпуск нового шедевра? Оказывается знаменитая кинокомедия «Бриллиантовая рука».

без комментариев
«без комментариев» на Яндекс.Фотках

Кто ж не знает этот фильм Леонида Гайдая, растащенный на цитаты? Но не все знают, что некоторые кадры фильма снимались в Сочинском порту. Напомню тем, кто давно его не смотрел, как комедия начинается. Теплоход «Михаил Светлов» отправляется в круиз. На пирсе суета, толпа провожающих, чемоданы, баулы… И вот спустя почти 40 лет Бутаев-Звонов решают увековечить главных героев фильма: и положительных, и отрицательных. И место - площадь перед портом Сочи, конечно, самое подходящее.

герои "Бриллиантовой руки"
«герои "Бриллиантовой руки"» на Яндекс.Фотках

В тени платанов появились бронзовые Папанов - Лёлик с Мироновым - Гешей (контрабандисты) и в двух шагах от них Никулин – Семён Семёнович с семьёй и чемоданами. Композиция изображает сцену, когда семейство Горбунковых провожает главу семейства Семёна Семёновича в заграничный круиз, а контрабандист Лёлик даёт последние наставления непутёвому Геше, чтобы тот ничего «не перепутал» при доставке контрабанды – бриллиантов. Желающих присоединиться к ним хоть отбавляй.

В кампании контрабандистов
«В кампании контрабандистов» на Яндекс.Фотках

Это место сразу же полюбилось гостям да, думаю, и жителям города-курорта. Бронзовые фигуры в человеческий рост как будто сошли к нам с экранов телевизора, чтобы остаться с нами навсегда.

Провожаем Семён Семёновича.
«Провожаем Семён Семёновича.» на Яндекс.Фотках

Так и кажется, сейчас над ухом раздастся знаменитое «Руссо туристо! Облико морале!» или «Цигель! Цигель! Ай-лю-лю!» Как ни хороши скульптуры, но надо и другим дать возможность посидеть на их чемоданах или подержаться за руку.

С контрабандистами в порту.
«С контрабандистами в порту. » на Яндекс.Фотках

По словам скульпторов Звонова-Бутаева, композиция ещё будет дорабатываться: территорию перед ней планируют выложить плиткой с цитатами из фильма, которые давно вошли в золотой фонд национального фольклора.

С семьёй Горбунковых в порту.
«С семьёй Горбунковых в порту.» на Яндекс.Фотках

Если свернуть от бронзовых Горбунковых и контрабандистов на улицу Орджоникидзе, то вы не пройдёте мимо ещё одной работы авторского тандема - «Слияние двух сердец». Судьба у композиции непростая. Сначала планировалось её установить возле местного ЗАГСа, чтобы молодожены могли звонить в колокольчик и фотографироваться сразу после бракосочетания, положив тем самым новую традицию.
«Любовь, похожая на сон,
Сердец хрустальный перезвон,
И вопреки законам сна,
Пусть не кончается она».

«сердец хрустальных перезвон»
««сердец хрустальных перезвон»» на Яндекс.Фотках

Но ЗАГС самостоятельно не мог решить этот вопрос, так как относится к структуре, находящейся в краевом подчинении. Решение вопроса пустили по инстанциям – «тянули резину». В итоге глава города указал на то место, где очередное творение Звонова-Бутаева сейчас и стоит. Но на этом злоключения скульптуры не закончились: находятся любители похулиганить, которые уже не раз срывали колокольчик на композиции «Слияние двух сердец». Но к каждой скульптуре милиционера для охраны ведь не приставишь.

Находится она недалеко от Художественного музея, и вот такие происходят «художества». Ещё выяснилось, что парковые скульптуры ни у кого не стоят на балансе, поэтому за них никто и не отвечает. Вот такое отношение городских властей к подаркам. Звонов-Бутаев сами на свои деньги и реставрируют свои детища: подкрашивают, вешают новые колокольчики, взамен похищенных.

Оригинальный дизайн и колокольчик для исполнения желаний всё равно привлекают влюблённых. Они сами начали другую традицию, связанную с этим сердцем: стали прикреплять к нему амбарные замки с написанными на них своими именами. Когда этого любовно-семейного железа становится угрожающе много, его тоже безжалостно спиливают, но замки появляются вновь, как головы у гидры. Одним словом, это вечная песня, как и сама любовь.

"Слияние двух сердец"
«"Слияние двух сердец"» на Яндекс.Фотках

Здесь хочется привести высказывание о любви не только между мужчиной и женщиной, но и вообще к людям, из восточной мудрости. «Если любовь ведёт вас, следуйте за ней, хотя дороги её трудны и тернисты. Если она осенит вас своими крылами, прислушайтесь к ней, даже если вас ранил меч, скрытый в её оперении. И если любовь говорит вам, верьте ей, даже если её голос рушит ваши мечты, подобно тому, как северный ветер опустошает сад. Ибо любовь венчает вас, но она вас и распинает. Она растит вас, но она же и подрезает. Но если, убоявшись, вы будете искать в любви лишь покой и усладу, то лучше вам прикрыть свою наготу и, покинув поле любви, уйти в мир, не знающий времён года, где вы будете смеяться, но не от души».

Мимо «Слияния двух сердец» под сенью платанов выходим к площади у Художественного музея. Здесь целая коллекция скульптурных работ разных сочинских авторов. Среди них отметился и тандем Звонова-Бутаева композицией «Филин с детьми», «Тыквой»-скамейкой. На этих оригинальных скамейках можно посидеть и не чувствовать себя одинокой, как например, в кругу филина с филинятами.

С семьёй филина
«С семьёй филина» на Яндекс.Фотках

Он точно – олигарх! Видите большой мешок для картошки, наполненный не сочным клубнем, а монетами? Правда, невозможно определить достоинство «деньги». Да это и неважно, «тугрики»-то чужие, принадлежащие филину. И одет он с детьми как на бал – фраки, галстуки-бабочки…

«Филин с детьми».
««Филин с детьми».» на Яндекс.Фотках

А вообще-то возникает вопрос, откуда у птиц деньги? Таким же вопросом задавался заяц, назначенный начальником леса, из анекдота. «Идёт косой в первый же рабочий день с инспекцией, встречает медведя.
- Откуда, косолапый, у тебя, твоей жены, детей такие роскошные шубы?
- Не знаю. Они у нас с рождения, - растерялся медведь.
- Рассказывай сказки. Так я и поверил. Посиди в кутузке, подумай, - заявил заяц и упёк того в тюрьму. К вечеру медведю в камеру впихивают сопротивляющуюся утку. Косолапый и говорит:
- Ну, ладно, меня за шубу посадили, а тебя-то, бедолагу, за что?
Утка смахивает крылом слезу и отвечает:
- Заяц пристал с вопросом, на какие шиши я и мои все родственники каждый год на юг летаем».

Посидев на скамеечке рядом с мешком денег, отправляемся к лавочке-«Тыкве». Вернее лавочка – это всего лишь долька тыквы, на которой не успели засохнуть тыквенные семечки. Тут же и надрезанная бронзовая тыква – плод необычайно вкусный и полезный, особенно в томлёных кашах. И золотистые тыквенные семечки – кладезь полезных микроэлементов.

тыква-скамейка
«тыква-скамейка» на Яндекс.Фотках

Что уж Бутаева и Звонова подвигло на создание такой парковой лавочки, не могу сказать, но подозреваю, что это была таджикская (восточная) сказка о бедняке и бае. Вкратце дело было так: «Бедняк принёс на своё крошечное поле кувшин воды, чтобы полить ростки, на большее у него денег не хватило, так как бай перекрыл арык и требовал денег за живительную влагу. В это время к его ногам упала обессиленная цапля. Её мучила жажда. Бедняк решил, что воды всё равно мало для полива, а цаплю жидкость спасёт. В благодарность цапля подарила ему тыквенное семечко, которое он тут же и посадил. Не успел он и ахнуть, как выросла плеть, а на ней огромная тыква. Обрадовался дехканин – будет, чем накормить большую голодную семью. А так как поднять тыкву он не мог, то попросил в долг арбу у бая. Арбу-то бай дал, а ишака - нет. И вот катит дехканин тыкву домой мимо окон бая. Увидел тот богатый урожай у безводного бедняка и побежал за ним, чтобы половину забрать себе за использование арбы. Разрезал тыкву бедняк, а на стол посыпались золотые монеты. По-простоте душевной он и рассказал присутствующим о цапле. Бай схватил кувшин, лук и понёсся на поле. Видит, цапля летит. Подстрелил он цаплю и говорит: «Пей скорее и давай мне тыквенную семечку». Цапля оставила и баю семечку. Тот скорее её посадил и давай остатками воды поливать, чтобы тыква выросла больше, чем у дехканина. Выросла тыква большая-пребольшая. «Зачем мне её домой тащить? – решил бай. – Соберу золотые монеты в мешок, так легче моему ишаку будет». С этими мыслями он и разрезал тыкву, а оттуда вместо золотых монет выпал клубок ядовитых змей, которые и закусали жадного бая насмерть».

оригинальная скамейка
«оригинальная скамейка» на Яндекс.Фотках

Другой известный в Сочи скульптор Акоп Халафян «усадил» на скамейку-дольку свою муху-цокотуху. И она здесь гармонично смотрится, «как будто, так и было». А главное – правдиво: где фрукты-овощи, там и мухи – любительницы «сладенького». «Муха по полю пошла и копеечку нашла…» Сидит эта муха с найденной копейкой и глаза от счастья выпучила. Слышала, что наш Центробанк хочет упразднить копейку как денежную единицу. Мол, на неё ничего уже не купишь. А вот муха в своё время самовар купила! Значит, были времена, когда копейка была «деньгой» существенной. Жаль, что копейка ушла в прошлое. У неё такая длинная история, многие и не знают, что означает «рубль» и «копейка», разве что про «100 копеек» слышали. Тут самое время рассказать о деньгах. Во времена татаро-монгольского ига появилось у славян слово «деньги», «деньга» от тюркского «тенге». А до этого были гривны – серебряный слиток. Когда товар стоил меньше, чем гривна, хрясть топором по «гривне» и отрубали нужный по весу кусок. Вот от глагола «рубить» и произошёл рубль, который равнялся 100 копейкам. Странное слово копейка тоже произошло не на пустом месте. На монетке изображался герб Великих князей – Святой Георгий на коне поражает копьём змея. «Держит в руце копиё, тычит змея в ж…ё (попу)» - это не я придумала, а в летописи так написано. Теперь заднее место, да и многие древнеславянские слова признаны не литературными, а когда-то были в обиходе, как в порядке вещей. Так вот от того копья и ведёт своё название «копейка».

Вообще, в Сочи много декоративных скамеек. Одной из «родительниц» моды на эти забавные парковые лавочки является «Крыло удачи» от Бутаева-Звонова: симпатичная улитка «оседлала» листок с каплями воды.

Все улитки как улитки, а эта великанша.
«Все улитки как улитки, а эта великанша. » на Яндекс.Фотках

Среди горожан и отдыхающих закрепилась традиция, присев на скамью, подумать о деле, удача в котором требуется сейчас более всего.

Парк «Ривьера» тоже получил скульптуры от Звонова-Бутаева. Это «такса», «бобры», «гномы», «лисица и ворона», «дюймовочка». Они пластичны и без проблем вписались в экзотический пейзаж приморских растений. Начну с «лисицы и вороны».

"Вороне Бог послал кусочек сыра..."
«"Вороне Бог послал кусочек сыра..."» на Яндекс.Фотках

Почему-то этот уголок «Ривьеры» с забавными скульптурами прозвали «Детской площадкой», хотя они нравятся взрослым даже больше, чем детям. Особой популярностью у посетителей пользуется басенная парочка Ворона и Лисица. Как только появились Ворона с сыром и «умирающая» от вожделения Лисица в парке, возникла и традиция – натирать лисице нос, пока загадываешь «вожделенное». Традиции пока только 3 года, но нос плутовки уже «бронзовеет» от множества рук. Говорят, это очень действенное средство для воплощения мечты в жизнь, хотя я думаю, если бы Ворона сидела с сыром пониже, то ей тоже что-нибудь тёрли. Например, сыр, чтобы в доме всегда было сытно, или крылья, чтобы «летать по жизни», да мало ли что ещё можно усиленно до блеска натирать.

"Вороне Бог послал кусочек сыра..."
«"Вороне Бог послал кусочек сыра..."» на Яндекс.Фотках

«Ворона и лисица» - известная всем басня дедушки Крылова. Сюжет закручен вокруг кусочка сыра. А вот острословы рассказывают свою версию басни с кавказским колоритом, заменив сыр то на шашлык с бутылкой «Хванчкара», то на роскошный «Пармезан», но суть басни от этого не меняется.

Однажьды Бог послал ворон кусочка сыр… Ну, Пармезан…
И он его тихонько жрал… Один, как партизан.
Сидел себе на ветка - заместо табуретка –
И жрал, и жрал, и жрал, и жрал!
Скорей-скорей, щьтоб кто-то не украл..
А мимо щёл лиса… И колбаса - нет… сыр - почуял.
И тоже сразу очен захотел, прям даже весь вспотел!
Прям даже стойка сделал, как собак. Вот так!
И говорит: «Привет, ворон! Вах!
Дай мне посмотреть со всех сторон,
Какой же ты красивий нынче стал,
Ведь я тебе давно, два - нет! - три сутка не видал!
Какой же ты теперь неординарный!
Какой лицо! Какой фигур щикарный!
И как тебе идёт твой чёрный цвет!
М-м-м! Наоми Кэмпбелл, Уитни Хьюстон, нет?
Я прям совсем тебе не узнаю!
Прости, щьто рядом долго так стою,
Я просто оторвать глаза не в силах
От твой лицо - какой же он красивий!
С тебе портрет надо писать, картина,
И помещать всемирний паутина…
С тобою рядом даже Мона Лиза
Не смотрится… А, так себе, Огризок..
С тобою рядом сам Софи Лорен,
Как рядом с роза - огородний хрен...»
Так говорит лисиц. И тихо-тихо подходит ближе…
Ворон - молчит, но кущать перестал.
И гордо смотрит вниз - как Ленин с пьедестал.
Лисиц чуть-чуть немножько отдохнул -
И снова: «Эй, ворон! Уснул?
Не спищь? Я тут сказать тебе ещё хотел,
Пока ты в Голливуд не улетел,
Щьто преклоняюсь пред твоим умом.
Себя я чувствую, ну, просто чмом,
Когда смотрю на твой високий лоб.
Ты - гений! Твой мисль, как антилоп,
Несётся вскачь, опережая время.
Ты самий мудрий между нами всеми!
На твой на лоб написано вот тут,
Щьто ты закончил главний институт
И щьто с медалью ты закончищь академий…
Я зуб даю, щьто Нобелевский премий
Тебе вручат, ну, максимум, в субботу -
За математика - контрольную работу.
Я глаз даю, щьто умных в этом мире
Всего лишь двое: ты и Пентиум 4!
Спасибо, Бог, щьто ты позволил мне родиться
В один эпох с этот великий птица!» -
Так говорит лисиц.
И ближе, ближе к ворон свои пододвигает лыжи.
Ворон - молчит. Надулься, как индюк -
Аж пузо випирает из-под брюк.
Такой прям важный стал, как будто цар.
Как генеральний птица-секретар.
Лисиц же хитрий, отдохнув слегка,
Включил уже такого дурака,
Щьто даже сам себе немножько удивилься.
И говорит: «О, Господи! Неужьто я влюбилься!!!
О, мой прекрасний сон! О, мой ворон!
Ты доведёщь мене до похорон!
Нет без твоей любви мне жизни, детка!
Сейчас повещусь! Вот на этот ветка.
Нет - отравлюсь! Вот этот мухомор.
О, мой ворон! Май лав! Шери! Амор!
Как больно знать, щьто ты мене не любищь!
Щьто мой супруг ты никогда не будещь!
И не снесёщь мне маленький яйцо,
Точь в точь похожий на моё лицо
Ах, плохо мне! Ах, ах! Я умираю!
Инфаркт! Инсульт! Инцест! Ах, я не знаю!
Ах, сердце мой! Всё! Навсегда замри
Ну, щьто же ты молчищь?! Кричи скорей ноль три!!!»
И - он упал - рука к груди прижатий,
Как будто только щьто его хватил Кондратий.
Ворон - а щьто ворон?! Он клюв разинул, и про сыр забил -
Из рот его не винул. И каркнул так, щьто тут же подавилься…
И вместе с сыр он с дерево свалилься.
Щьто дальще? Пищевод… Желудок… Лиса голодний бил –
Ублюдок! За польчаса ворон переварил
И стал Ворон уж не такой, как бил…
Мораль: Когда имеещь сыр - сиди и куший
И никого и никогда не слюший!

вожделение лисицы
«вожделение лисицы» на Яндекс.Фотках

Не менее интересна садовая скамейка «Такса». Звонов-Бутаев придумывают удобные и оригинальные лавочки, которые устанавливают в парках и скверах города. О скамейках «Филин с семьёй» и «Тыква», которые находятся на площади перед Художественным музеем, я рассказывала выше. У «Таксы» всегда толкутся посетители «Ривьеры», игнорируя бюст Хлудова – создателя этого замечательного парка отдыха, который имеет несчастие находиться рядом с «Таксой». Да и как их можно сравнивать? Такса просто замечательна! «Не лает, не кусается, на людей не бросается. На кошек ноль внимания – вот это воспитание!» К тому же на ней можно посидеть, потрогать висящие уши. Детей может «покатать» она нескольких сразу.

застенчивая ривьерская такса
«застенчивая ривьерская такса» на Яндекс.Фотках

Недалеко от «Таксы» в тени деревьев притаился ещё один Бутаево-Звоновский шедевр - огромный каменный цветок, на котором уселась озорница Дюймовочка. Героиня известной истории датского сказочника Андерсена здесь изображена в «конце своего трудного пути» - в стране эльфов, счастливая и весёлая, с крылышками, полученными в подарок от принца-эльфа. Можно рядом «приземлиться» на цветок и сделать сногсшибательное фото под названием «Две дюймовочки с крылышками и без». Эти крылышки прямо ангельские напомнили мне другую сказку, современную, больше похожую на быль.

две Дюймовочки
«две Дюймовочки» на Яндекс.Фотках

«Маленький Ангел сидел на облачке, свесив ножки. Он наблюдал за городом, который казался ему муравейником. Вдруг в окне одного дома он увидел знакомое лицо. Тут же Ангел покинул облако и слетел к дому. Маленькой ручкой он позвонил в дверь и услышал пронзительный крик:
- Кто там?
– Это я, Ангел.
– Не знаю никакого Ангела, – сказал когда-то знакомый голос. – Вы, наверное, ошиблись квартирой.
– Да нет же, я не ошибся! Открой, пожалуйста…
Дверь отворилась, и Ангел увидел её. Она была уже не та: замученная, бледная, в потрёпанной домашней одежде.
– Что с тобой стало! – воскликнул Ангел.
– Мы знакомы? Я Вас впервые вижу. Что вам нужно? – тусклыми глазами смотрела девушка на него, ничего не понимая.
– Ты ничего не помнишь?
– Нет. Я советую вам поскорее уходить отсюда. Сейчас придёт мой муж. Я думаю, он будет не очень рад видеть в своём доме посторонних, – она присела к столу, повернувшись спиной к Ангелу.
Он подошёл к ней, робко обнял за плечи и прижался к её спине своим маленьким тельцем. Девушка встрепенулась и сказала:
- Я тебе кое-что покажу, но пообещай, что ты, сразу же, уйдёшь…- и она скинула халат. На её совершенном теле с персиковой кожей в районе лопаток находились два ужасных шрама. В дверь позвонили. Она поспешно встала и побежала открывать дверь. Это был её муж.
– А кто ещё? – недовольно буркнул муж.
– Он уже уходит, - виновато сказала девушка.
– Я голоден, - заявил муж. – Иди на кухню, чего встала как вкопанная? Дверь там, - указал пальцем на дверь мужчина Ангелу. – Убирайся!
В больших глазах Ангела показались слёзы:
- Где её крылья? У неё были огромные белые крылья. Зачем ты их отрезал? Ты же погубил её! – захлёбывался слезами Ангел.
– Понимаешь, мы любим друг друга… и соответственно спим вместе! А знаешь, как мешали этому крылья! Ей было неудобно лежать на спине, поэтому я их и отрезал! Теперь всё у нас в порядке. Мы счастливы!
- И всё-таки вы не любите друг друга! Она погибнет с тобой, - крикнул Ангел мужчине и выскочил на улицу, где шёл мокрый снег.
Мужчина выбежал за ним, но Ангел был уже высоко.
- Почему? Почему ты так говоришь? - кричал мужчина, глядя в небеса.
– Потому что любви крылья никогда не мешают, - прошептал Ангел».

Может, есть ещё какие-то работы тандема в Сочи, я не знаю. Экскурсий по местам, где стоят их скульптуры, не водят, так что я смогла рассказать о тех, которые мне повстречались на пути при моём отдыхе здесь. Отдыхающие по-прежнему ждут от Звонова-Бутаева новых поводов для восхищения, тем более что те недавно выразили свою мечту: сделать Сочи самым красивым международным курортом и городом Олимпийских Игр. И дай Бог, чтобы она воплотилась в жизнь.
Tags: Краснодарский край, Россия, город, путешествия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments