kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

ТУРЦИЯ МОИМИ ГЛАЗАМИ. КАППАДОКИЯ. ГЛАВА 10. МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Если вы живёте в Гёреме, то ехать никуда не нужно, т. к. Музей под открытым небом находится на окраине города в одной из туфовых долин.

1.jpg

Но встать пораньше придётся, чтобы начать бродить по церковным комплексам Музея без толкотни с подъехавшими туристами на многочисленных экскурсионных автобусах.Место раскрученное, входит во всякие Зелёные, Красные и прочие туры, и к обеду к любому объекту Музея выстраиваются длиннющие очереди.

2.jpg

Популярности Музею под открытым небом добавляет и то, что он внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скажем так, история пещерного комплекса интереснее зрительного восприятия и впечатления. Поэтому с истории и начнём. В начале нашей эры христианство в Римской Империи считалось ересью и преследовалось. Первые христиане нашли себе прибежище в местных пещерах. Выглядело это примерно так.

3.jpg

К концу II века в Каппадокии начитывалось уже очень много христианских сообществ. А с III века эти места стали наполняться христианами, приходившими из Сирии, Палестины и Рима.

В IV веке Каппадокия стала духовным центром христианства. Здесь родились и жили святые Василий Великий, его брат Григорий Нисский и Григорий Богослов, которых впоследствии назовут Великими каппадокийцами.

В период правления Османской империи христиане покинули эти церкви и монастыри. Из-за длительной заброшенности археологи не могут определить точное время их возникновения. Только по иконографии фресок и росписей историки и искусствоведы могут условно определить временные границы этих пещерных строений. Например, в ранне-христианский период было не до живописи: важные символы указывались схематично красной охрой - крест, виноградная гроздь, рыба. Причём охра наносилась на скалу без использования гипса и штукатурки.

4.jpg

Фрески появляются позже, но они пока ещё абстрактные. Работа с окрашиванием тоже усложняется. Теперь фрески наносятся не прямо на скальную поверхность. Её сначала покрывают смесью из гипса, песка и соломы в качестве штукатурки, которую затем расписывают.

Затем наступает период иконоборчества, в который многие фрески были сбиты, и в интерьере церквей снова появляется символизм. После того как этот период закончился, начался рассвет каппадокийской фрески. Сюжеты картин взяты из Библии и из жизни Иисуса.

Входим на территорию Музея и сразу же натыкаемся на стенд с большой картой. На ней видим расположение скал, внутри которых выдолблены пещеры. В них располагаются церкви, часовни, монастыри и прочие объекты. Они пронумерованы и названы.

5.jpg

Привлекают внимание в церквях хорошо сохранившиеся вырубленные в камне престолы. Здесь когда-то стояли евхаристические чаши, и совершалось Таинство причащения (евхаристии), в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) тела и крови Иисуса Христа. Таинство евхаристии совершается во время литургии (христианское богослужение). По словам Иоанна Златоуста (константинопольский патриарх, один из трёх вселенских учителей наряду с великими каппадокийцами Василием Великим и Григорием Богословом), «этот падший мир сохраняется единственно из-за литургии. Если бы сегодня закончилась литургия, то завтра наступил бы конец света». Место в храме для евхаристии во время литургий выглядит так.

6.jpg

А здесь уже наблюдается некое подобие Царских Врат, отделяющих алтарь от пространства церкви. Само название «алтарь» свидетельствует о том, что уже в древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства. Затем появляются жертвенник и сосудохранилище (ризница), которые были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. На фото видны зачатки этих помещений в виде отдельных ниш справа и слева от Царских Врат. Престол (алтарь) всегда был ориентирован на восток, т. к. восток понимали как восход солнца. Объяснение духовно-символического смысла этого обычая приведено в Священном Писании. Спаситель мира назван Востоком (Евангелие от Луки). Иоанн Богослов говорит, что Бог есть свет, а свет приходит с востока. Ну, и последний пророк Ветхого Завета — Малахия, от которого до Христа было 400 лет пустоты духовной, напророчествовал, что Бог пошлёт на землю Сына Своего, которого зовут Солнце правды.

Все культовые сооружения находятся компактно, занимая небольшую территорию.

7.jpg

Вследствие ограниченного пространства храмы, церкви и монастыри не возводились в крупных размерах. Например, при входе на территорию Музея вы увидите стоящие напротив друг друга монастыри: мужской и женский - многоуровневые скальные массы, похожие на муравейники.

8.jpg

В женском монастыре (Рахибелер) 6 этажей. Здесь проживало около 300 монахинь.

9.jpg

Построен в начале XI в. На 1 и 2 этаже находятся кухня и подсобные помещения. На 3 – небольшая часовня, на 4 и 5 этажах находятся кельи. Здесь встречаются двери-жернова на манер дверей, которые встречаются в подземных городах. Жизнь в кельях, вырубленных в горных породах, без каких-либо удобств, вдали от городских центров и наедине с суровой природой способствовала духовному просветлению.

К сожалению, монастыри закрыты для посещения (даже нижние этажи) в целях безопасности экскурсантов в виду частых внутренних обвалов. Пожалуй, это самые крупные объекты в Музее. Остальные — гораздо меньшего размера.
Что тут ещё находится помимо монастырей?

ЯБЛОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ (Elmalı Kilise) имеет форму креста, 3 апсиды и 9 куполов, центральный из которых поддерживается 4 колоннами. По поводу её названия существует 2 версии.

Предполагают, название церкви связано с красным шаром в левой руке Архангела Гавриила, который могли спутать с яблоком. Так её назвали турки, несильные в знании христианских сюжетов. По другой версии, название могло быть дано по растущей в древности рядом со входом в храм яблоне.

Оригинальные украшения в церкви Эльмалы состоят из геометрических узоров и крестов, нарисованных красной охрой прямо на скале.

10.jpg

Это пещерный храм, в котором сохранилась уникальная фресковая роспись.Фрески сохранились достаточно хорошо, т.к. тут веками была голубятня, и местные пастухи не жгли костров. Фрески датируются XI в. На них изображены сцены жизни святых, епископов и мучеников. Среди росписи можно увидеть сцены из Евангелие и Ветхого Завета. Справа от алтаря изображена Тайная вечеря с символической рыбой на столе (рыба символизирует Иисуса Христа).

11.jpg

Рыба на греческом - «ихтис». ИХТИС - монограмма имени Иисуса Христа: И — Иисус, Х — Христос, Т - Бог (Тео), И - Сын (йос), С — Спаситель, т. е. Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Таким образом, в этой аббревиатуре в краткой форме выражается исповедание христианской веры.

Вход — узкий низкий туннель. Считается, что монахи прорубали такие входы, преследуя две цели. Во-первых, узость прохода не позволяла возможным агрессорам ворваться в храм, а во-вторых, входящий невольно наклонялся в смирении.

У входа в храм находится информационный стенд с описанием яблочной церкви.

ЗМЕИНАЯ ЦЕРКОВЬ (Yılanlı Kilise, Aziz Onuphrius Kilisesi). С названием церкви не всё ладно. Змеиной её назвали турки, которые начали осваивать христианские земли и оставленным храмам давали названия по принципу «что увидел, тем и назвал». А увидели они на одной из стен фреску со святыми Георгием и Феодором, убивающими дракона.

12.jpg


Турки сроду драконов не видывали и даже не слыхивали о таких рептилиях, а вот, со змеёй они хорошо были знакомы. И брошенный храм назвали Змеиной церковью. На самом деле церковь посвящена св.Онуфрию и относится к XI в. Св. Онуфрий изображён на фреске голым. Он прикрывает свои чресла пальмовым листом.

13.jpg

Многие, непонимающие ничего в библейских сюжетах, видя этот лист, хихикают и задают вопросы типа: «Что это у него из живота торчит?». Ещё его называют «беременным в разрезе» разные шутники. Я их понимаю: опознать тут лист пальмы затруднительно. Рисовавший фреску в XI веке художник, видимо, настоящую пальму никогда не видел. Ну не растут пальмы в Каппадокии! Зато он хорошо знал житие святого, составленного со слов преподобного Пафнутия, который встретил Онуфрия в Египетской пустыне перед его кончиной и похоронил его. К моменту их встречи Онуфрий прожил в пустыне в полном одиночестве 60 лет! Но суть его подвига не в этом, а в том, что он «вымолил у Бога всех погребённых в Акелдаме». Акелдама - согласно Новому Завету, участок земли в Иерусалиме, купленный для погребения странников на деньги, полученные Иудой от первосвященников за предательство Иисуса Христа (пресловутые 30 серебренников). Отсюда берет начало православная традиция освящения кладбищенских церквей в честь преподобного Онуфрия Великого.

Рядом с Онуфрием, в образе отшельника, изображён св.Томас, который освящает его, и Василий Великий, держащий Святое писание. Василий Великий — известный каппадокиец, один из трёх каппадокийских отцов церкви. Кстати, св.Георгий родился в христианской семье в Каппадокии.

Любопытна фреска, расположенная прямо. Иисус, держащий Библию, а небольшая фигурка рядом с ним – один из меценатов, на средства которого строили церковь.

На боковой стене есть фреска, изображающая императора Константина Великого с его матерью Еленой. Легенда гласит, что именно она нашла крест, на котором был распят Иисус Христос, увидев его во сне. На фреске она изображена с «истинным» крестом в руке. Для тех, кто хочет разобраться, что за святые на стенах церкви, перед входом установлен информационный стенд.

Церковь прямоугольная с бочкообразным сводчатым потолком. В расширенном к югу пространстве находятся могилы. Здесь потолок плоский. Учитывая план церкви, наличие могил и характерные изображения святых на стенах, эту церковь можно считать склепом.

ЧАСОВНЯ СВ. ВАСИЛИЯ (Aziz Basil Şapeli) построена в XI в. Посвящена одному из самых почитаемых в Каппадокии святых, Василию Великому, который родился недалеко отсюда в городе Кайсери (50 км от Гёреме). Расположена она у входа в Музей. Отдельно стоящая скала-пупырь, внутри которой выдолблен прямоугольный неф.

Здесь можно увидеть фрески, изображающие Святого Василия, деву Марию с младенцем, святых Дмитрия, Феодора Стратилата, Георгия, убивающего дракона (дракон – это символ идолопоклонничества, зла) – святых, чтимых христианами в Каппадокии.

При входе - ниши с пустыми гробницами, прикрытые решетками. Это могилы архитекторов и меценатов часовни. Ниши в полу меньшего размера – это не могилы детей, как думают несведущие, а могилы менее именитых граждан.

По сохранившемуся преданию, только Василий Великий открыл в долине Гёремё 365 церквей, по числу дней в году. 30 из них ещё и сегодня открыты для посещения туристов. Кроме того, ему приписывают изобретение иконостаса и составление литургии.

ЧАСОВНЯ СВЯТОЙ ВАРВАРЫ (Azize Barbara Şapeli) находится в следующей за Яблочной церковью туфовой скале.

14.jpg

Часовню (крестообразную в плане с двумя колоннами) во 2-ой половине XI века сделали византийские воины, посвятив её своей святой покровительнице – Варваре (Барбаре). Её изображение находится слева от входа. Варвара была греческой мученицей, которую отец заключил в тюрьму, чтобы оградить её от влияния христианства. Тем не менее Варвара нашла способ практиковаться в своей вере, за что отец подверг её пыткам и убил.

Часовня интересна тем, что здесь мы видим 2 разных вида рисунков. Одни – привычные нам фрески с ликами святых. Другие – красные рисунки охрой, похожие на рисунки, сделанные неумелым художником прямо на скальной поверхности. Они относятся к периоду борьбы с иконописью, когда было запрещено изображать святых в образе людей. Рисунки эти символичны. Например, саранча. Что это именно саранча (человеку, не понимающему символизм, трудно в этом жуке опознать именно саранчу) говорится информационном стенде с описанием изображений в часовне.

Саранча символизирует зло. Ещё бы! Ведь это прожорливое насекомое сжирает урожай до корней, обрекая население на голодную смерть. Саранча изображена большой - размером с мальтийских крестов, между которыми она находится. Понимать это нужно так — большое зло, но хода злу не будет. Даже знаменитая сцена «Деисус» или «Моление», где Богоматерь и Иоанн Предтеча предстают перед Христом в молении за грехи человеческие, изображена символично - в трёх крестах.

На фресках, привычных современному человеку, есть изображения святых — Варвары, Георгия, который борется с драконом, Феодор. С купола на нас взирает Христос Пантократор. Фреска «Бегство Марии в Египет» почти каноническая — Мария с младенцем сидит на осле.

15.jpg

ЧАСОВНЯ СВ. КАТЕРИНЫ (Azize Katherina Şаpeli). В Музее три часовни. Третья и самая дальняя от входа в Музей часовня св.Катерины— с двумя большими отверстиями-дырками над входом на фото по центру.

16.jpg

Относится к XI веку. Имеет план креста. На стенах изображены сцены из жизни св. Екатерины, св. Георгия, Иоанна Предтечи. Разумеется главная фреска — св.Катерина. Церковь не очень любит распространяться о великомученице Катерине. Ну представьте, ведь они соперницы — две невесты одного жениха Иисуса Христа! Я не богохульствую. Постулат: «церковь — невеста Христова» не обсуждается. А вот как ею стала Екатерина, стоит поговорить. Из жития святой известно, что она жила в Египте и была дочерью правителя Александрии. Уже только это делало её завидной невестой. Но она в женихи себе хотела лишь самого достойного – того, кто будет во всем ее превосходить (в уме, красоте, душевных качествах, мудрости и т.д.). Тогда мать Екатерины отвела ее к старцу-отшельнику, творящему молитвы в пещере недалеко от города. Тот заявил девушке, что знает того, кто во всём её лучше — Христос. Под сильным впечатлением от образа Христа, Екатерина вернулась домой и вскоре её посетило видение: она очутилась перед Девой Марией с младенцем, но тот отказался взглянуть на Екатерину, ибо та не была отмечена Святым Духом. Тогда девушка попросила старца совершить над ней обряд крещения и принялась молиться. Новое видение явило перед ней Богородицу с младенцем, который назвал Екатерину невестой и надел ей на палец кольцо. Через некоторое время в Александрию прибыл император Максимин. Екатерина отправилась к нему, чтобы убедить его отказаться от поклонения языческим богам и принять христианскую веру. Бестолку. Максимин сжёг на костре всех, кто перешёл в её веру, в том числе и свою жену, а Екатерина была обезглавлена мечом, приняв таким образом мученическую смерть в 18 лет. Екатерина изображается увенчанной короной (царское происхождение), с книгой (символ её знаний), с пальмовой ветвью (указание на победу мученика над смертью) и с мечом, которым её обезглавили.

17.jpg

Тропа проложена так, что мимо часовни св.Екатерины не пройдёшь.

ЦЕРКОВЬ С САНДАЛИЯМИ (Çарıklı Kilise). Храм датируется концом XII - началом XIII века, состоит из двух этажей. На нижнем располагалась столовая, на верхнем - молельное помещение. В церковь сегодня можно попасть по металлической лестнице.

18.jpg

Название «церковь с сандалиями» пошло от выемок в виде двух следов ног, находящихся под фреской Вознесения при входе. Предполагается, сандалий — распространённой обуви в то время. Этот отпечаток олицетворяет последний оставленный Иисусом след перед вознесением на небо. Фреска Вознесения считается точной копией той, что находится в церкви Вознесения в Иерусалиме.

Как водится у входа снаружи установлен информационный стенд с указанием расположения фресок в храме. Они очень похожи и мало чем отличаются от фресок в соседних храмах. Например, Деисус - роспись купола.

19.jpg

Сделано это в целях ускорения проходимости, иначе гид с группой займёт всё небольшое пространство церкви и будет рассказывать, разглядывать, а очередь из желающих подняться в храм будет только расти.

На фресках церкви запечатлены разные библейские сюжеты: рождение Христа, поклонение волхвов, крещение, распятие, предательство Иуды.

20.jpg

Эта церковь с двумя колоннами, имеет 3 апсиды и 4 купола. Помимо похожих сцен из Евангелия в других церквях, Чарыклы имеет несколько уникальных фресок, показывающих путь к распятию Иона (ветхозаветный Пророк за 700 лет до Р.Х.) и снятие Иисуса с креста.

ТЁМНАЯ ЦЕРКОВЬ (Karanlık Kilise) - интересная церковь Музея. Общий вид на местонахождения церкви в скалах (слева).

21.jpg

Это небольшая купольная церковь была сооружена в XI веке. После того, как христиане были вытеснены из этих мест османскими завоевателями, храм использовался в качестве голубятни вплоть до 2-ой половины XX века. Представляете, какие «художества» там устроили голуби за 700 лет своего постоянного присутствия? Давно известно, что голубиный помёт хорошее удобрение для бесплодных земель, а также консервант, в чём убедились реставраторы, когда за 10 лет отчистили стены от помёта. Им открылись фрески удивительной яркости и красоты. Христос Вседержитель, Тайная вечеря, предательство Иуды, Распятие и Воскресение — это одни из самых лучших образцов византийских фресок в Турции.

22.jpg

Находится церковь на втором ярусе туфовых скал. Вид снизу на очередь ко входу в храм.

23.jpg

Попасть можно по лестнице, состоящей из нескольких пролётов.

24.jpg

Сначала вы выходите в бывший сводчатый коридор (туннель), открытый в наши дни с внешней стороны наподобие длинной лоджии. Отсюда открывается замечательный вид на территорию Музея. Вы смотрите сверху на храмы и церкви, расположенные по кругу.

25.jpg

Внутри Тёмной церкви действительно очень темно, всё освещение – крошечное окно в притворе, которое пропускает лишь небольшое количество света. Это обстоятельство сыграло большую роль в судьбе фресок. Из-за отсутствия дневного света фрески не выцвели и сохранили первоначальные цвета рисунков, которые датируются концом XII — началом XIII века. Кстати, Тёмной церковь назвали рестовраторы, а турки называют - «Последний ужин» по фреске «Тайная вечеря».

В церкви главный свод и два маленьких, 4 колонны. Стены церкви и притвора богато украшены сценами из Библии и жизни Христа (Евангелие). Кстати, притвор (нартекс) - помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. Здесь можно увидеть фреску «Рождение Христа».

26.jpg

Она не совсем обычна, т.к. совмещает одновременно сцены рождения и крещения Христа, что исторически было разведено во времени на 30 лет.

В церкви была проведена дорогостоящая реставрация, отчего фрески сейчас находятся в идеальном состоянии. Чтобы собрать средства на реставрацию фресок в других церквях Музея, на посещение Тёмной церкви требуется отдельный билет (стоимость в 2019 г. составляла 18 лир, около 230 руб). Если вы не любитель религиозной живописи, вам не хочется стоять в очереди, чтобы посмотреть фрески (фотографировать нельзя), да и больше 5 минут вам вряд ли позволят там находиться, то достаточно изучить информационный стенд у входа на лестницу к церкви, где прекрасно написано, что там есть и как сюжеты расположены. А кое-что из фотографий фресок выставлено на стенде сразу у входа в Музей.

27.jpg

Там и подписи что за сюжет на фреске для незнающих Библию и церковную иконопись. Кстати, первоначально (ранне-христианский период) фрески служили, по выражению Григория Богослова, «Библией для неграмотных».

ЦЕРКОВЬ С «ПРЯЖКОЙ» (Tokalı Kilise) – большая и интересная церковь, входит в комплекс Музея, хотя и находится вне его основной территории. Чтобы её посетить, нужно выйти с территории Музея и пройти 400 м вдоль дороги назад к посёлку Гёреме. Вход по билетам, которые куплены для посещения Музея, поэтому сохраняйте их.

Церковь в 2014 г реставрировалась итальянцами, которые отлично умеют работать с фресковой живописью. Состоит из 2-х церквей: небольшой «старой» и более крупной «новой». В «старой» церкви (возникла в X веке) в фресковой росписи преобладают красные, зеленые, коричневые цвета. Роспись сделана природной краской — ляпис-лазурью.

В старой церкви присутствуют фрески Путешествие в Вифлеем и Поклонение волхвов.

28.jpg

29.jpg

Обратите внимание на дары волхвов — сосуды с чем-то. В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое — по числу даров: золото, ладан и смирна. Дары имели символическое значение: золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан — как Богу, смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, которому были предсказаны «многие страдания и погребение». Ну и правда, как изобразить эти дары в картине?

Интересна фреска Преображение Господне. Суть изображения - Христос с тремя ближайшими учениками (Пётр, Иаков и Иоанн) поднялся на гору молиться.

30.jpg

Во время молитвы Христос преобразился: лицо его просияло как солнце, а одежды его сделались белыми как свет. При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, и облако, из которого раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». На фреске ученики лежат, ослеплённые божественными лучами, которые исходят от Иисуса Христа во все стороны.

«Новая» церковь построена в конце X - начале XI веков. При строительстве «новой» церкви обвалилась апсида (примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания) и теперь «старая» церковь является входом в «новую». В «новой» церкви фрески, описывающие жизнь Христа от Рождения до Воскрешения. Здесь можно увидеть 32 сцены, изображающие традиционное разделение жизни Иисуса на 3 этапа: Младенчество, Чудеса и Страсти. Они в основном ярко-красного и синего цветов. Темный (кобальтовый) синий цвет служит для отличия церкви Токалы от других церквей. Например, фреска Крещение.

31.jpg

Здесь достаточно кобальтового (синего) цвета. Обращает на себя внимание как целомудренно художники изобразили тело Христово.

Или фреска Благовещение. Практически вся «синяя» от небесно-голубого до тёмно-синего цвета ризы (одежда) Богоматери.

32.jpg

По поводу названия церкви «Пряжка» нет вменяемого объяснения. Назвали её так опять же турки, потому как первоначальное название «изогнутая», согласитесь, как-то не звучит. Возможно, изогнутость церкви показадась туркам похожей на застёжку — пряжку. А наличие цветастых фресок убедило их в мысли, что это богато украшенная пряжка. Кто знает любовь турчанок к разного рода блёсткам на одежде от платков до обуви, тот поймёт, о чём речь. Лично меня нисколько название «Пряжка» не удивляет.

На территории Музея есть несколько безымянных объектов, ненанесённых на карту: то ли фантазия иссякла для названия творчества, то ли они настолько незначительны, что не стоят внимания, то ли очередь до них не дошла. Возможно существует и ещё какая-то причина, известная только устроителям Музея. К таким номинантам на попадание в реестр музейных церквей можно отнести церковь под условным названием «церковь Мальтийских крестоносцев», данное по украшению многочисленными крестами, похожими на мальтийские.

33.jpg

Что означает мальтийский крест? Четыре направления креста — это четыре главные христианские добродетели: благоразумие, справедливость, сила духа и воздержание. Восемь концов — восемь благ ожидающих праведников: вера, милосердие, правда, справедливость, безгрешие, смирение, искренность, терпение. Как христианский крест трансформировался в мальтийский на земле Каппадокии — вопрос, который требует дополнительного изучения.

Посмотрите, в каком состоянии фрески под мальтийскими крестами.

34.jpg

Обшарпанность — не деяние времени, а дело рук человеческих. Лица святых, в которых можно угадать Богородицу и Георгия Победоносца, особенно тщательно сбиты, ведь в исламе запрещается изображать живых существ. Утверждается, тот, кто рисует людей или животных, считает себя выше Аллаха, а это не допустимо.Чтобы у человека не возникало искушение уподобиться Аллаху, любое изображение следует уничтожить, как поступал сам пророк, приговаривая: «Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали».

Вот пришедшие на земли христиан турки и принялись уничтожать фрески, согласно призыву их пророка. Судя по фреске «Вход в Иерусалим» больше всех досталось лицу Христа.Остальные присутствующие на фреске с вполне «целы» и можно рассмотреть выражение лиц в мельчайших подробностях.

35.jpg

Или возьмём фреску «Воскрешение Лазаря» - чудо, совершённое Иисусом Христом при живых свидетелях.

36.jpg

«Смерть! Где твоё жало? Подойди ко мне, и я вырву его!». Нет, разумеется Иисус не так высокопарно оживил Лазаря. Он просто сказал: «Лазарь! Иди вон!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальным саваном. Вы думаете, все иудеи уверовали во Христа? Нет. Пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса». И на фреске снова больше всех досталось Христу, а Лазарь в пеленах стоит себе целёхоньким.

Случайна ли такая избирательность? Честное слово, не хочется зацикливаться на этом, но следовало бы в первую очередь привести в порядок «лицо» Христа на фресках, чтобы не возникали «дурные» мысли.

Заглянуть можно в безымянные скальные церкви или часовни.

37.jpg

Да и вообще, заглянуть во все двери.

38.jpg

Можно увидеть кое-что интересное. Например, трапезную. Здесь мы видим длинный стол и скамьи, вырезанные из камня.

39.jpg

Обратите внимание, что скамья поделена на сидения. Учитывая вместимось трапезной, религиозное заведение было немаленьким. Скорее всего — монастырь. В стене «едального» помещения вырезаны полочки (посудный буфет?), печь-тандыр.

Яблонь, которые якобы росли рядом со скальными церквями, теперь нет ни одной. Зато прямо посередине туфового участка растёт абрикосовое дерево, которое каким-то чудом добывает себе «пропитание» из каменистого грунта. Вокруг дерева и «крутится» музейная тропа.

40.jpg

Скажу сразу, во многие объекты вход закрыт по причине небезопасности их посещения. Получается, что за прогулку по ухоженной территории с внешним осмотром скал и внутренним осмотром помещений, в которых, по сути, и смотреть нечего, вы платите существенную сумму (октябрь 2019 г — 56 лир или 700 руб.)

41.jpg

Там, где есть хоть какие-то фрески, фотографировать нельзя ни со вспышкой (портит красочный слой фресок), ни без вспышки. Сидят охранники и как попугаи твердят: «Ноу фото!»

Людей полно, даже в несезон. В скальных церквях очереди и толкотня — самому не захочется стоять и рассматривать что-то.

42.jpg

Особенно много китайцев, которые ходят кучей и чувствуют себя «хозяевами положения»: лезут в кадр, пихаются и ведут себя как бандерлоги. Пока группы ожидают своей очереди на посещение скальных церквей, слушают рассказ гида — где, что и как. Но можно взять в кассе и аудиогид. Цену не помню, но тоже недешево – чуть ли не в ровень стоимости билета (а вот в музеях Анкары аудигид значительно дешевле – всего 2-4 лиры).

Повторюсь, объект раскрученный и его популярность будет только расти. Не сомневаюсь, когда число желающих посетить Музей перевалит его возможности, турки расширят территорию за счёт соседней долины Там тоже достаточно каких-то помещений в скалах. Эту долину прекрасно видно с территории Музея, т. к. она несколько ниже.

43.jpg

Кстати, скальные церкви в Каппадокии можно посетить абсолютно бесплатно во время прогулок по долинам. Но они не такие «причёсанные» как Музейные, зато что ни на есть — натуральные, а в сохранившихся «декорациях» позволят вам прочувствовать, как оно было в XI-XII веках. Вот об этом в следующей главе.

ЧИТАТЬ НАЧАЛО                                                                          ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Tags: turkey, Турция, горы, природа, путешествия, туризм
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments