kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna
kozandrevna

Categories:

«ШЕДЕВР РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА»

Храм Покрова на Нерли
«Храм Покрова на Нерли» на Яндекс.Фотках

Сколько об этом изящном храме писано-переписано! Сколько научных и исследовательских работ опубликовано! Сколько мифов, легенд и сказаний историки развенчали и сколько создали! Не счесть. Не хочу своих читателей перегружать цифрами и датами, а просто поделюсь о своём маленьком «паломничестве» в это святое место. В него никак не попадешь, минуя «стольный град» Владимир и Боголюбово в 10 километрах от него (почти рядом) – бывшую резиденцию Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого).

И что за страсть была у наших Великих князей обустраивать новую резиденцию при вступлении на престол? Юрий Долгорукий при своём княжении построил резиденцию в Кидекше (5 км от Суздаля – бывшего в то время столицей Владимиро-Суздальского княжества). Его сын Андрей отцовское «гнездо» бросает, и отстраивается в Боголюбово в 1158 году – «сотвори град камен», как написано в летописи. И было это, страшно подумать, 850 лет назад. Кстати, интересный факт: домашнее имя сына Долгорукого Китай (что оно означает, не знаю). В честь него папаша Юрий хотел сначала назвать Москву. И была бы сейчас столица нашей родины – Китай. Теперь там столько уже китайцев, что в пору и вправду так называть престольную.

Здесь в Боголюбово князь Андрей принимал зарубежных послов, здесь устанавливались торговые и политические связи с другими княжествами. Новая княжеская крепость и пышная резиденция князя не сохранились до наших дней. Сегодня можно видеть только часть древней восточной стены и лестничной башни. Сохранилась и витая лестница на второй этаж в покои князя. По этому узкому проходу, как сообщают нам легенды, полз вниз не добитый суздальскими заговорщиками князь Андрей. Хозяина Руси считали высокомерным и заносчивым, хотя это странно для человека с прозвищем Боголюбский. После того, как вскрыли его могилу, выяснилось, что он болел жутчайшим остеохондрозом - шея не гнулась. А все думали, что это от спесивости.

О том, как было выбрано место для резиденции Андреем Боголюбским, нам сообщает предание старины глубокой. Летом (даже дата сохранилась) 18 июня 1155 года Андрей Юрьевич проезжал мимо этих мест из Киева в свою вотчину Суздаль. Князь вёз с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна. Ночью путешествовать было опасно, да и ноги можно было сломать (дороги-то ухабистые были), вот князь и приказал раскинуть шатер для ночлега. И вместо того, чтобы лечь спать, начал усердно молиться перед чудотворной иконой (ох, не зря его прозвали Боголюбским). И так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему (может, пригрезилась от усталости?). Как бы там ни было, но на этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.

Проезжаем заштатный сегодня городишко Боголюбово, остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря с собором Рождества Богородицы - главный храм в честь иконы Боголюбской Божьей Матери. Сегодня здесь действующий женский монастырь.

Свято-Боголюбский женский монастырь
«Свято-Боголюбский женский монастырь» на Яндекс.Фотках

Отсюда начинается пеший путь к Храму Покрова на Нерли. Это и хорошо, что въезд какого-либо транспорта запрещён. Чтобы прочувствовать всю красоту и Храма, и окружающей местности, надо идти только пешком, медленно, не спеша, вдыхая аромат цветущих трав, ибо «тут русский дух, тут Русью пахнет».

Погода в этот день была ни то, ни сё: ни дождь, ни солнце. А когда подъехали к Боголюбову, и вовсе испортилась: начинал накрапывать дождь, тёмные тучи обещали более грозное ненастье. Ну, что делать? Не отправляться же назад? Выходим на окраину заливного луга, в конце которого при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке в белом наряде та, ради которой мы прибыли сюда за две сотни километров.

Петляющая среди высоких трав выложенная каменными плитами дорожка убегала прямо к белоснежному чуду. Всего 2 километра пути. А куда делся дождик, который так напугал нас и даже немного испортил настроение: фотографировать лучше всё же, как говорится, в вёдро. Не поверите, но тут было сухо. Нет, тучи никуда не делись, но они проплывали стороной и дождя не обещали. Пчёлы жужжали над цветами, скромными, полевыми медоносами. А это верный признак того, что будет сухо. Пчёлы прекрасно в этом разбираются, лучше всякого барометра, и точнее прогноза погоды, чем пчелиный, быть не может. Вот вам и первое чудо!

2 километра и не расстояние вовсе. День был будничный, экскурсантов не было. Мы были на лугу одни. Тишина, нарушаемая пением какой-то птички, да где-то у Храма раздавался заливистый детский смех. Панорама первозданной природы, заботливо сохранённой для нас, потомков славян. Накатило какое-то умиротворение, как сказал бы верующий, благодать. Всё время впереди на фоне грозового неба будто парил силуэт белой церкви.

Что же известно об этом Храме? Долго в истории была датировка постройки Храма 1165 год (по Н.Н.Воронину), основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, в которой чёрным по белому написано, церковь Покрова была построена в память о его погибшем сыне. Точно известна дата этого печального события – Изяслав Андреевич погиб осенью 1165 года. В течение зимы Храм никак не мог быть построен. Поэтому историк Заграевский С.В., проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю (на 7 лет) датировку храма, т.е. 1158 годом.

Чудо, созданное русскими зодчими
«Чудо, созданное русскими зодчими» на Яндекс.Фотках

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине 12 века по инициативе Андрея Боголюбского. Надо отметить, что это чисто русский церковный праздник, больше ни одной религией мира не признаётся. А дело было так. На Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X века, так называемое «Влахернское чудо». Долго эта история до Руси «добиралась»: более 200 лет. Не было телефонов, телевидения, радио – средств массмедиа, одно «сарафанное» радио, которое и сообщило, что было явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября. Как только об этом стало известно Андрею Боголюбскому, он во Владимире учреждает праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нём «Похвалой кресту», стоявший в XII веке на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования – «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы, которая по старинному поверью держала плат-покров в своих руках, и когда необходимо накрывала им от врагов, таким способом защищая.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников, отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

Из-за временной близости появления праздника Покрова Богородицы на Руси и постройкой церкви на Нерли (инициатором и того, и другого выступил один человек – Князь Андрей по прозвищу Боголюбский), то можно предположить, что это первая церковь Покрова на Руси.

Белый крест, стоявший на пути к храму Покрова тоже символичен. Он напоминал прихожанам о пути Иисуса Христа на Голгофу. Как известно, он на себе тащил тяжёлый крест на гору. С тех пор, о тяжести жизненного пути говорится: каждый должен нести свой крест. По этому поводу вспоминается притча о кресте. «Один человек решил, что у него слишком тяжёлая судьба и обратился к Богу с такой просьбой:
- Господи, мой крест слишком тяжёл. Я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более лёгкий?
И сказал Бог:
- Хорошо, я приглашаю тебя в моё хранилище крестов: выбери себе тот, который тебе самому понравится.
Пришёл человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжёлыми. Перебрав все кресты, он заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Богу:
- Позволь мне взять этот.
И ответил Бог:
- Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, перед тем как стал мерить остальные».

По легенде из Жития Андрея Боголюбского для постройки Храма Покрова был вывезен белый камень из покорённого князем Булгарского царства. Однако это не так и опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов камня, использовавшегося для строительства церкви.

У подножия Храма.
«У подножия Храма.» на Яндекс.Фотках

Зачем князь построил Храм на Нерли на таком удалении от поселения до сих пор не ясно. Зато место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Возвели Храм на рукотворном холме почти 6 метров высотой, облицевали белым камнем, что позволяло противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м), поэтому и кажется, что он парит над землёй.

Дорожка привела нас к старице у подножия Храма. Там весело плескались два мальчика и девочка младшего школьного возраста. Видимо, наш приход их смутил, а может, они уже давно тут и накупались. Дети выскочили на берег, схватили в охапку свою одежонку и побежали гуськом по дорожке, мокро шлёпая босыми ногами по тёсаному камню. Эх! Где мои десять лет. Я полезла в воду.

Перед Храмом и вода святая...
«Перед Храмом и вода святая...» на Яндекс.Фотках

Вокруг никого: мы и Храм, отражающийся в водах старицы. Смотрю на храм с противоположного берега водоёма. Вот он, рядом – небольшая, одноглавая аккуратная церковенка. Я знала, что она маленькая, но что на самом деле такая маленькая – не предполагала. Изящная, с нарядными барельефами на кипельно-белых стенах, скромная красота, одним словом, как невеста. Только этой «невесте» скоро 1000 лет.

Обходим Храм по периметру. Он около 8 на 7 метров, то есть чуть вытянут по продольной оси. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Он лёгок и светел, словно сложен не из тяжёлых каменных плит. Всё подчинено одной цели -передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь. Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых.

950-летний Храм во всей красе
«950-летний Храм во всей красе» на Яндекс.Фотках

Полюбовавшись церковью с некоторого расстояния, нужно подойти поближе, чтобы рассмотреть детали. Стены церкви украшены резными рельефами, одинаковой резьбой. Скульптурный декор изысканно прост и полон глубокого смысла. На всех трех фасадах была изображена одна и та же композиция, центральная фигура которой - восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Зрителю сразу становится понятно, что Давид поёт псалмы. Зачарованные его игрой, присмирели хищные звери и птицы. Изображения говорили об идее мира и единения под властью князя, которому «покровительствуют» небесные силы. У ног царя расположились львы (символ Иисуса Христа) и грифоны, а вокруг него летают птицы (символ души человеческой). Все фигуры недвижимы, спокойны, они заворожены пением Давида.

Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Девы Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных.

О библейском царе Давиде много притч и сказаний. Он не только предвозвестил божественную миссию Девы Марии, но ещё был мудрым и справедливым. И о нём одна очень известная притча рассказывает следующее. «Когда царь Давид почувствовал, что скоро умрёт, он позвал к себе своего сына, будущего царя Соломона.
- Ты уже побывал во многих странах и видел много людей, - сказал Давид. – Что ты думаешь о мире?
- Везде, где я был, - ответил Соломон, - я видел много несправедливости, глупости и зла. Не знаю, почему так устроен наш мир, но я очень хочу его изменить.
- Хорошо. А ты знаешь, как сделать это?
- Нет, отец.
- Тогда послушай,- и царь Давид рассказал будущему царю Соломону такую историю.

Давным-давно землю населял один единственный народ. Правил этим народом Царь, имя которого время не донесло до нас. Было у него четверо сыновей – их имена тоже канули в Лету. Когда пришло его время умирать, он призвал сыновей- наследников и завещал им нести людям Справедливость, Мудрость, Добро и Счастье.

– Несправедливость, - сказал он, - возникает из-за того, что человек относится к миру очень пристрастно, а к себе – нет. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от власти чувств и вести себя так, как будто мир существует независимо от него. «Мир существует, а я не существую», - только этот принцип может взять за основу справедливый человек.

– Глупость, – продолжал он, - возникает потому, что человек судит об огромном и многообразном мире только с позиции своего знания. Как невозможно вычерпать море, так и невозможно полностью познать мир. Расширяя свои знания, человек лишь переходит от большей глупости к меньшей. Поэтому мудр тот человек, который ищет истину не в мире, а в самом себе. «Я существую, а мир не существует», - этим принципом руководствуется мудрец.

– Зло, - сказал Царь, - появляется, когда человек противопоставляет себя миру. Когда ради своих целей он вмешивается в естественный ход событий и подчиняет всё своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, ибо зло порождает зло. «Мир существует, и я существую. Я растворяюсь в мире» - вот основа для тех, кто несёт в мир Добро.

- И наконец, Несчастье испытывает тот человек, которому чего-то не хватает. И чем больше ему этого не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-нибудь не хватает, то, утоляя свои желания, он лишь переходит от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир - ему не может чего-либо не хватать. «Мир существует, и я существую. Весь мир растворён во вне» - вот формула Счастья.

Итак, царь передал формулы Справедливости, Мудрости, Добра и Счастья своим сыновьям, и вскоре после этого умер. Наследники же, заметив, что эти формулы противоречат друг другу, решили поступить следующим образом. Они разделили весь народ на четыре равные части, и каждый стал управлять своим народом. Один царь нёс людям Справедливость, второй – Мудрость, третий – Добро, а четвёртый – Счастье. В результате на Земле появились Справедливый народ, Мудрый народ, Добрый народ и Счастливый народ.

Прошло время, и постепенно народы перемешались. Справедливые люди хорошо знали, что такое справедливость, но совсем не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье. Мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье. Добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье. А Счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло - так закончил свой рассказ царь Давид. - Поэтому тебе, Соломон, мир и кажется таким скверным.

- Я все понял, - ответил Соломон. – Надо научить всех людей всему сразу: и Справедливости, и Мудрости, и Добру и Счастью. Я исправлю ошибку наследников Царя.
- Хорошо, - сказал Давид, но ты не учитываешь, что мир уже изменился. Несправедливость, глупость, зло и несчастье уже перемешаны среди людей. Они породили страх. Чтобы победить эти пороки, нужно, прежде всего, справиться со страхом.
- Тогда объясни мне, как побороть страх.
- Страх бывает разным. Но главная его форма такова: в радости люди бояться смерти, а в печали – бессмертия. И лишь тот, кто знает цену и радости, и печали не боится ни смерти, ни бессмертия....»

Царя Давида и его сына Соломона уже давно нет, но люди помнят их, называют справедливыми, добрыми, счастливыми и бессмертными.

Вот такого человека пожелал Андрей Боголюбский видеть изображённым на своём Храме. Принцип троичности (скульптурная фигура библейского певца венчает представителей фауны – львов и птиц) был моден во времена средневековья и обязан своим появлением на стенах нерльской церкви, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...»

Ещё ниже, практически над самыми окнами владимирские мастера вырезали женские лица (или маски), это трактуется как образ Богородицы или ангельские лица. Их считают символами посвящения храма Богоматери. На каждом фасаде, у арки среднего окна заняли места львы - символы княжеской власти, стражи храма.

Резьба фасада церкви Покрова на Нерли
«Резьба фасада церкви Покрова на Нерли» на Яндекс.Фотках

Над истолкованием фасадного декора владимиро-суздальских белокаменных храмов пытливая мысль учёных бьётся уже второе столетие. Но каков бы ни был забытый символический смысл скульптурных композиций, сила их непреходящего эстетического воздействия в том, что создавая человеческие образы, фигуры сказочных зверей и птиц, покрывая поверхность камня пышным орнаментом, мастера вкладывали во все это свое восприятие опоэтизированного ими мира, полного чудес и красот.

Откуда-то вынырнула служительница и открыла перед нами двери церкви. Внутри всё скромно. Горят свечи на двух подносах-стойках там, где надо молиться «За здравие» и «За упокой». Но чувство, охватывающее здесь, невозможно описать словами. Надо это прочувствовать самому. Казалось, тысячи глаз смотрят на нас откуда-то сверху из-под купола. Глаза наших предков, которые молились тут, что-то просили у Бога. Связь времён не прервалась, не смотря на атеизм, разруху в умах. Жива ещё Святая Русь. На ум пришла чья-то незатейливая молитва:
«Я просил Бога забрать мою гордыню, но Бог сказал мне: «Нет». Он, сказал, что гордыню не забирают. От неё отказываются.
Я просил Бога даровать мне терпение, и Бог сказал мне: «Нет». Он сказал, что терпение - результат испытаний. Его не даруют, его заслуживают.
Я просил Бога подарить мне счастье и Бог сказал мне: «Нет». Он сказал, что даёт Благословения, а буду ли я счастлив, зависит от меня.
Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал мне: «Нет». Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот и приближают к Нему.
Я просил у Бога духовного роста, но Бог сказал мне: «Нет». Он сказал, что дух должен вырасти сам, а Он лишь будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить.
Я просил Бога помочь мне любить других так же, как Он любит меня, и Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чём надо просить».
Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просил мудрости, и Бог послал мне проблем, над которыми нужно ломать голову.
Я просил мужества, и Бог послал мне опасности.
Я просил любви, и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи.
Я просил благ, и Бог дал мне возможности.
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно заслужить.
Бог внял моим молитвам».

У Храма-лебедь
«У Храма-лебедь» на Яндекс.Фотках

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями. Часто церковь Покрова называют самым красивым и совершенным русским храмом. И представьте, это совершенство и гармонию в камне чуть не уничтожили. В конце XVIII века церковь Покрова на Нерли сильно пострадала от времени, фрески внутри практически исчезли (от сырости штукатурка обвалилась), каменные плиты с внешней стороны стен тоже отпадали. Храм имел низкую доходность. И тогда настоятель Боголюбова монастыря обратился к епархии с просьбой о разрешении разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни. Сложно сказать, чудо спасло церковь или банальная человеческая жадность? Рабочие, которые должны были разбирать храм, затребовали за свои труды цену, превышающую запланированные расходы духовенства. Церковь оставили в покое, даже провели ремонтные работы.

Существует предание о чудесном спасении Храма: только первый крестьянин полез снимать сусальную крышу, как ему попала в глаз золотая соринка, и он ослеп. «Богородица против!» - решили мужики. И ушли от греха. А слепец тот прозрел, как только ступил на землю! Если он схитрил таким образом, то спасибо ему. Бог простит этот грех. Ну, чем не чудеса и Божий промысел?

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли и с белым лебедем, парящим над зелёными просторами, и с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Здесь уголок Владимирской земли,
На берегу, в нешумном отдаленье
От жаркого её сердцебиения,
Храм Покрова, стоящий на Нерли.
Владимирские храмы в торжестве,
Все в золоте и в стройности могучей,
Но этот - белым лебедем над кручей -
В почёте даже в царственной Москве.
Сквозь камень проступает филигрань
Пленительного древнего искусства,
Смиряя боль, забывши гнев и брань.
Здесь сказочное зеркало Руси,
И в плеске вод - святая подоплека.
Вокруг страна - в раздумиях до срока.

Храм Покрова на Нерли
«Храм Покрова на Нерли» на Яндекс.Фотках

Это величайший шедевр древнерусской архитектуры, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.
Tags: Владимирская область, Россия, город, путешествия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments