kozandrevna (kozandrevna) wrote,
kozandrevna

ДНЕВНИК ПОХОДА ПО ГОРАМ ВЕРХНЕЙ БАЛКАРИИ

1 день, суббота. На такси до пос.Верхняя Балкария (1185 м).

В узкой части ущелья, где трудно разъехаться встречным авто, с сеновозки прямо перед нами сначала упали 2 упаковки сена, а потом обвалился весь «хвост». Пришлось обогнать сеновозку и дать сигнал водителю – он ехал и в ус не дул, что половину плохо закреплённого груза потерял по дороге. Аварийная ситуация, однако. Поход ещё не начался, а экстрима хоть отбавляй. В пос.В.Балкария пересели из такси в джип и помчались к старту пешего маршрута.Помчались – громко сказано. До поста погранцов в д.р.Карасу – 24 км хорошей асфальтовой дороги. Дальше – разбитая, вся в ухабах и колдобинах грунтовка. 3 км до слияния рек Карасу (чёрная вода) и Ахсу (белая вода) ехали 1,5 часа. Тот, кто сказал, что плохо ехать лучше, чем хорошо идти, не ездил по такой дороге. После «бешеной» езды по американским горкам были несказано рады, что живыми добрались до стоянки на берегу Ахсу (2345 м).

В 14-00 налетел густой туман – зги не видно. К вечеру туман превратился в дождь – хорошее начало похода!

Итог дня – 27 км на джипе (4 часа, в т.ч. регистрация на погранзаставе), набор высоты – 1160 м.

2 день, воскресенье. Нашу Сивку (возрастного члена команды) укатали горки. Реально в первый день похода набор высоты составил более 2000 м. Даже для тренированного организма это много. Сивка осталась в палатке акклиматизироваться до появления аппетита и желания обследовать окрестности, остальные члены нашей маленькой группы отправились в верховье р.Ахсу до высоты 2750 м на разведку. Как известно, лучшая акклиматизация – это набор-сброс высоты. Вечером небольшой дождь.

Итог дня: пройдено – 6 км, набор-сброс высоты - 800 м.

3 день, понедельник. Солнечно. По разведанному пути «взлетели» в верховье д.р.Ахсу, перебродив 2 ручья правого истока и устроив базовый лагерь на стоянке (2750 м) - на правом берегу левого истока Ахсу (и это не все ручьи, образующие Ахсу). Закусив тем, что Бог послал, а точнее - тем, что с собой принесли из скоропортящихся продуктов, отправились к видимому от нашей палатки водопаду из ледника Безымянный. К сожалению, бурный поток Безымянный перейти не смогли, поэтому ушли бродить по берегу, пока не нашли огромный обломок скалы, на котором устроили фотоссесию на окружающие красоты. Торчали бы здесь до вечера, если бы в 14-00 из долины не пополз туман, густеющий прямо на глазах. Испугавшись, что в «молоке» не найдём свой походный дом, вернулись в палатку.

Итог дня: пройдено – 3 км (без шатания по долине), набор высоты - 405 м.
Видели: озеро Тагаластауат (сверху), 2 водопада (с ледников Безымянный и Южный Суган) – издали, прошли д.р.Ахсу.

4 день, вторник. День был посвящён прогулке на ледник Южный Суган под пер.Рцывашки. Дошли до озера (3400 м) на правобережной морене ледника. До пер.Рцывашки оставалось 1,5 км пути с набором высоты 177 м. Побродили туда-сюда по ровной поверхности ледника, вволю напрыгались через ручьи на нём, да и вернулись домой (в палатку). В 14-00 из долины пришёл туман.

Итог дня – прошли 7 км (в обе стороны), набор+сброс высоты – 1300 м. (мозги враскорячку от резкого сброса высоты).
Видели: 2 ледника (Ахсу – рядом, по Южному Сугану бродили), озеро безымянное рядом с л.Ю.Суган.

5 день, среда. С утра пораньше спускаемся по д.р.Ахсу почти к слиянию её вод с водами Карасу (адская смесь, если отвлечённо подумать, белой и чёрной воды по названиям рек. В реале вода в них не отличается по цвету в сухую погоду). Там, где грунтовка подходит к реке Ахсу, автомобильный брод на левый берег – самое подходящее место для брода и людям (животным). Делать это не простое дело нужно как можно раньше утром, ибо к обеду в реке воды может быть выше пояса, что сильно усложняет переход на другой берег. Бережёного Бог бережёт, поэтому если оказываетесь на берегу Ахсу не утром, то самое правильное решение – переночевать. Хорошие стоянки с водой в ручьях есть на обоих берегах. Или обратиться за помощью в переправе к коню пастуха))).

Брод (2345 м). К нему мы прошли 3 км, сбросив высоты – 405 м. Водичка в Ахсу утром не то, что освежающая, ледяная! Горячий чай после брода – очень кстати, тем более что мы так спешили спуститься к нему, что отложили завтрак на потом, поэтому некоторые члены нашего клуба «Пешеход» были в обморочном состоянии от голода. Горячий чай, каша, шоколадные конфеты, печеньки, да ещё солнце «пришло» из-за склона ближайшего хребта – благодать, хочется подремать в тепле после речной холодрыги, но... «труба зовёт» вперёд. Немного облегчаем рюкзаки, спрятав «заначку» в белом нежилом домике-скворечнике. Коровы наблюдали за нашими действиями, но тут им нашу еду не достать и не ограбить продукты на 2-ю часть похода.

Далее путь по правому берегу Карасу до слияния её с Штулусу. Тут с Карасу и видом на заснеженный цирк ледника Штулу Восточный прощаемся и вместе с тропой резко меняем направление с южного на восточный. Входим в долину Штулусу и на поляне (2800 м) с рыжим пятном нарзана (в пределах видимости пер.Штулу) среди зарослей ромашек обустраиваем очередное «жильё» по-соседству с коммунальной норой каких-то грызунов. В 15-00 пришёл туман (куда ж без него).

Итоги дня: прошли – 9 км, сбросили - 400 м, а потом набрали – 450 м.
Видели: 2 мин.источника (пили воду), прошли 2 брода (серьёзный – Ахсу, простой – Штулусу).

6 день, четверг. Дневка на поляне с нарзаном с целью прогулки по живописным окрестностям, «разведка» пути в цирк пер.Штулу. Любовались цветочками, и даже собрали букет из сорняка-колючки будяка (по-народному), чертополоха (по-научному). Прикиньте, будяк и астры (коих в горах меньше, чем будяка) из одного семейства Астровых (сложноцветные). Никогда бы не подумала, т.к. у будяка есть защита – нехилые колючки, а астры – беззащитные, вот их и мизер по сравнению с чертополохом. В 16-00, как водится, пришёл туман.

Итоги дня: обход нарзанов (1 источник – пили, умывались, фотографировались, 2 – видели издали из-за труднодоступности). Цветочки не в счёт (видим каждый день).

7 день, пятница. Штурм пер. Штулу. Не смотря на груз за плечами, перевал дался относительно легко благодаря проведённой накануне разведке. На последней отдышке перед взятием перевала над нами пролетел вертолёт пограничников. Почему-то подумалось, что это по наши души. Но вертолёт покружил и улетел. Наверное, не нас искал.

На перевале красота, но нет воды, что большой минус для этого места. Когда хочется пить, не до красот, какими бы расчудесными они ни были. Облюбовали участок для нашего дома под прикрытием небольшой скалы и приступили к установке палатки. Ничто не предвещало беды: хорошая погода, отличные виды во все стороны, жарко. Мы расслабились и потеряли бдительность. Налетевший ветер надул парусом нашу палатку, и «парус» не выдержал жестокого натиска – треснул от макушки до конца полога. Палатка старенькая, столько всего пережила в походах – не пересчесть. Штопанная, перештопанная... Думали, что последний сезон её «выгуливаем» по горам. И вот, пожалуйста – наши надежды не оправдались. Ветер так трепал прореху, что мы испугались, что кусок палатки совсем оторвётся. Горевать некогда, нужно было спасать своё имущество – крышу над головой. Пока один член команды ходил с баклажками на поиск воды, двое других штопали «рану». Один - зажимал дыру, другой - пытался зашить прореху. Ветру наши действия явно не понравились, и он пытался довести задуманное до конца – окончательно угробить нашу «старушку», рвал из рук то ткань палатки, то иголку с ниткой. В неравной борьбе с ветром всё-таки кое-как зашили полог, но вверху зияла дыра – на неё ткани не хватило. В дождь «утонем». И тут ветер утих, как будто его и не бывало. Из накидки для рюкзака от дождя соорудили нашлёпку на дыру, закрепили её, чтобы ветром не сорвало. Получилась палатка экзотического вида. Да это не беда. Главное, что можно продолжать поход. Остаток дня посвятили постройке ветрозащитной стенки. В 18-00 снизу явился туман, испортив нам наслаждение закатом.

Итоги дня: прошли – 3 км, набрали высоты - 530 м, взошли на пер.Штулувцек (н/к, 3326 м), выиграли борьбу с ветром со счётом 1 : 0 в нашу пользу.

8 день, суббота. Солнечное утро сподвигло нас на «штурм» вершины Штулутау, под которой наш перевал Штулу. Набрать-то всего 260 м – сущий пустяк. Но «штурм» не задался. Крутой сыпучий склон требовал неоправданно много усилий, к тому же «уехать» вниз было вполне реально. Одним словом, «плюнули» на Штулутау (не очень-то и хотелось туда), и отправились как контрабандисты бродить по Дигории (Северная Осетия). Правда, недалеко вниз от перевала. Не хватало, чтобы нас арестовали осетинские пограничники и отправили в кутузку. Ведь у нас не было пропуска в зону их ответственности, а пропуска в погранзону Кабардино-Балкарии тут не действительны. В 18-00 пришёл туман, и вместе с ним – туры. Ходили недалеко от палатки, шуршали мелкими камнями, а кое-какие сбрасывали вниз. Потом горные козы ушли вниз от греха подальше, зато пришла гроза. Сидеть на возвышенности в грозу – ужасно неприятное дело. Гром грохотал канонадой, которая многократно усиливалась эхом. Чуть не оглохли. К большей «радости» добавился град размером со средний жемчуг (уж лучше бы жемчугом осыпало нас небо). Волновались больше не за себя, а за «раненную» палатку, как она переживёт нехилую грозу. Открыли молнию в тамбур, чтобы проверить не подтекает ли нашлёпка? И тут молния ударила в скалу по соседству в метрах трёх, не больше, разорвав породу на мелкие кусочки, которые осыпали нашу многострадальную палатку как новогодним конфетти. Вспышка была как от киношного взрыва, организованного пиротехниками при съёмках сцен боевых сражений. Только наблюдать такое на экране гораздо приятнее, чем оказаться очевидцем. Нас почти контузило, спасибо, что не убило, всё-таки карематы неплохие диэлектрики. Позднее осматривали пострадавшую от молнии скалу, которая заметно уменьшилась в размере и вокруг валялись свежие скальные осколки. Вот, что значит содержать в своём «теле» железо!

Итоги дня: километры прогулки и метры высоты опустим.
Видели: г.Лабода во всей красе с ледниками и водопадами из них стекающими, хребет Цухбун (так называется часть Главного Кавказского хребта), ледник Мосота и ещё кое-что по мелочи.

9 день, воскресенье. Самое грустное воскресенье в моей жизни. Целый день непогода. Режим жёсткой экономии воды. Да особо и пить не хочется. Сыро, жажда не мучит.
Итоги дня: бесцельно прожитый день. Вспомнился Обломов из школьной программы. Как ему удавалось целыми днями валяться без дела в комнате на диване? С ума от безделья можно сойти.

10 день, понедельник. Понедельник – день тяжёлый, а наш понедельник – тяжёлый вдвойне. Туман и противный дождь. Сидим безвылазно. Одна радость – это чаепитие и заедание стресса шоколадками. Наш мужчина совершил подвиг – сходил в дождь за водой к ручью вниз. У нас теперь приличный запас воды – две баклажки: 5-литровая и полторашка.

Итог дня: потихоньку начинаем сходить с ума от сидения на месте.

11 день, вторник. Ура! С утра отличная погода. Завтракаем и запихиваем вещи по рюкзакам – торопимся спускаться. Сколько можно сидеть на перевале? В 8-00 Главный
Кавказский хребет заволокло облаками. Но нас уже это не волновало – идём вниз под язык ледника Штулу Восточный. Путь знакомый, только в обратном направлении. Всего несколько дней назад топтали эти тропы. В обед уже попивали чаёк – чистой воды хоть залейся. В 14-00, как всегда, пришёл густой туман. Вечером небольшой дождь.
Итоги дня: прошли - 6 км, сбросили высоты – 820 м.

12 день, среда. Отличная погода весь день. Сходили к Безымянному озеру (2631 м) и под ледопад Восточного Штулу. Заодно произвели «разведку» подъёма на пер.Каласирт в хребте Келасурт и поняли, что лучше туда не соваться, а идти в долину Лькези обходным путём. Да ну, его к Аллаху, этот прямой путь к Лькези через пер.Каласирт. Никто так не ходит, и мы не пойдём. Поэтому сложили манатки и вниз знакомой дорогой к реке Ахсу. Недалеко от нашего старта на берегу живописной лужи бычки равнодушно жевали жвачку. Здесь установлен снегомер. Неужели продолжается снятие количества выпавшего за зиму снега? Ночевали возле летнего домика пастухов, где мы запрятали заначку, потому что Ахсу к вечеру не перейти. В 17-00 пришёл туман. Мы уже к этому привыкли.
Итоги дня: прошли – 4 км, сброс высоты – 150 м.
Видели: озеро (2631 м).

13 день, четверг. Брод Ахсу в 6-00. Холодрыга. Про воду я уже и не говорю. Бр-р! На холме у брода под табличкой, обозначающей границу заповедника, несколько бычков выпучили на нас глаза. Похоже, кроме пастуха людей им приходится видеть нечасто. Для кого этот пограничный столб – непонятно. Наверное, для пастухов. Коровы читать не умеют. Зато очень удобно почесать об него бочок. Лошади, свободно мигрирующие по ущелью, тоже таращились в нашу сторону. Им привычнее возить туристов, чем видеть их идущими. Пока мы бродили по верховьям Черека Балкарского ни одного человека с рюкзаком не встретили. Зато отдыхающих из гостиницы «Уштулу» верхом встречали несколько раз, в т.ч. на коне один заехал прямо на пер.Штулу.

Возле стационарной кошары к нам привязался подросток овчарки. Его привязанная мамаша ругалась почём зря на своего балбеса. Но, как и положено балбесу, он ластился к нам, выпрашивая печеньку. Видимо, проходящие люди его подкармливали, вот он и запомнил, как разжиться вкусняшкой. Потом щенок ещё долго бежал за нами по дороге, пока не «променял» нас на пикник людей с шашлыком. Сюда уже заезжают на авто, т.к. грунтовка имеет приличное состояние. Тут же бродят коровы, которые никак не хотят уступать дорогу и предпочитают идти с людьми стадом, не интересуясь, а хотят ли люди идти в одном с ними строю. К счастью, вскоре мост через Карасу с калиткой, закрывающей вход коровам на поляну перед погранпостом. Здесь прощаемся с четвероногими попутчиками, которые не особо расстраиваются, что проход на луга за рекой им заказан, остаются щипать перед мостом траву, которая по виду нисколько не хуже. А мы предъявляем документы, пропуска и уходим в долину Лькези. Но недалеко – всего 2 км до стоянки под пер.Курортный (Зелёное седло). Эти 2 км идём долго, т.к. на каждом шагу «засада» в виде малинника, черничника и брусничника, что сильно замедляет продвижение к цели. В 18-00 всё в тумане.

Итоги дня: прошли – 5 км, сброс высоты – 195 м, набор – 210 м.
Видели: каньон Лькези.

14 день, пятница. Утро ясное, солнечное, подходящее для восхождения на вершину Лехановцек через перевал Курортный. Туда и отправились. В 16-00 начался дождь. В палатку постучался кто-то. Это пришёл закутанный в плащ пограничник - проведать нас (живы ли мы), узнать, сколько дней собираемся толочься в ущелье Лькези.

Итоги дня – сколько прошли – не считали, набрали-сбросили около 520 м, пер.Курортный (рад) и в.Лехановцек.

15 день, суббота. Последний день календарного лета. Утро выдалось чудесное, поэтому мы, не раздумывая, отправились в верховье реки Лькези к Главному Кавказскому хребту. Картинку хребта с ледниками мы, конечно, хорошо видели и с пер.Курортный, и из палатки на берегу Лькези, но, как говорится, хотелось познакомиться ближе. Пока фотографировались на мосту над вторым каньоном Лькези у скального прижима да любовались открывшимися отсюда видами на долину в обе стороны, нас стал догонять туман, ползущий снизу. С утра! К туману нам не привыкать, поэтому мы не придали этому факту особого значения. Решили, что он застрянет в узком месте долины, а потом его растопят лучи солнца, которое рано утром в конце августа не такое горячее. И смело ринулись вперёд к ледникам, тем более что после моста долина расширяется и превращается в шикарное пастбище с сочными травами и тучными стадами. Тропа отличная, идётся легко. Но радовались недолго. Туман не только не растаял, а стал плотнее, догнал и перегнал нас. Идти, и ничего дальше метра не видеть – грустно, скучно и противно, но не возвращаться же не солоно хлебавшими! Будь, что будет, но мы пойдём вперёд, тем более что в сыром тумане не жарко, местность такая, что свалиться некуда, тропа есть и видно её хорошо в траве, даже в густом как молоко тумане. А это что за страшные рогатые тени впереди на взгорке? Испугаться не успели, как из тумана выплыли друзья человека – телята с коровами. Они, видать, испугались больше нашего. Видок ещё тот был!

Всё-таки мы родились под счастливой звездой – туман рассеялся аккурат при подходе к ледникам, открыв взору чудную картину.

Мы так обрадовались, что решили на этом не останавливаться и сходить радиально на перевал Каласирт, который, между прочим, более 3350 м высотой. А это, на минуточку, дополнительный набор в 900 метров! Но что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить. Так и нам, подумаешь 900 метров! Забежим на перевал, а потом будем голову лечить. На перевал хотелось ещё и по той причине, что в интернете не нашли никаких его описаний, следовательно, мы будем почти первопроходцы. А быть первыми – всегда интересно.

В общем, день сложился удачно: что хотели посмотреть в долине Лькези, всё увидели на 100 % и даже кое-что сверх плана. В 17-00 туман окутал долину Лькези, но мы даже успели попастись в ближайших кустах малины.

Итоги дня: прошли – много км (практически всю д.р.Лькези), набрали – 1100 м высоты.
Видели: 2 водопада (на р.Шари Северная – издали, на ручье Каласирт- пересекли), 2-ой каньон Лькези), пер.Каласирт - радиально.

16 день, воскресенье. Первый день календарной осени. В горах она начинается не по календарю. 1 сентября – День знаний в школах, но бывает ли он в воскресенье, я не в курсе. У нас в этот день – конец 1 части похода. Сбегаем к погранцам на поляне над слиянием Лькези с Карасу – 2 км со сбросом высоты 210 м. Пограничники даже не стали смотреть наши документы. Говорят, что мы одни такие на всю Верхнюю Балкарию, теперь о нас знают все пограничники местного отряда и передают по цепочке о наших передвижениях и самочувствии – мало ли что с нами может случиться на вверенном им участке погранзоны. Может помощь придётся оказывать (помогают МЧС). Спросили нас, не видели ли мы на Лькези что-либо подозрительное. Видели пастуха. И он нас видел и доложил погранцам, что шастает по ущелью подозрительная троица. Так что пастухи – друзья пограничников, дополнительные глаза и уши, правда, без права проверки документов, а вот поинтересоваться, кто такие, чего тут делаем (как отдыхаем), никто им не запрещает. Перешли мы мост и уселись у дороги ожидать машину для передислокации в другое место.

До селения Верхняя Балкария кайфовали по отличной дороге. Наш весёлый водитель остановился у водопада Стайрынсу недалеко от Черекской ГЭС. Сказано, что воскресенье. На обочине стоит несколько автомашин. Сверху со второй ступени водопада радостные вопли купающихся. Там небольшая заводь – мелкая купель. Мы тоже с удовольствием бы освежились в тёплом «душе» водопада, да времени на это дело нет – нас ждёт неблизкая дорога.

При выезде из погранзоны на КПП нам обрадовались, как родным. Волновались. Думали с нами распрощаться, ан нет! Мы просто передислоцировались из одного ущелья в другое- в район озера Гийбашкель. Сообщили о количестве дней, оставленных для озера, помахали погранцам ручкой и покатили дальше. Проехали транзитом с.В.Балкария, свернули влево на мост через Черек Балкарский и стали подниматься по серпантину в горы. Вот это, я вам скажу, дорога! Боже, как джип рычал и пыхтел, чтобы выбраться из колдобин, в которых вся дорога. Его качало на рессорах, как корабль на волнах в шторм: то вправо, то влево, то прямо, то назад. В некоторых местах нас чуть не выбрасывало в «окно». Приходилось сидеть, вцепившись в поручни и стараться не вылететь из «седла». Стало понятно, почему наш водитель выкинул всё из салона и тщательно упаковал наш груз в багажнике. Представляю, как летала бы наша мелочь!

Одним словом, 20 км ехали 3 часа! У верхнего коша (2530 м) в долине реки Чайнашки ужасная грунтовка превращается в не проездную дорогу. И хотя до дороги геологов к озеру Гийбашкель мы не доехали пару км, это обстоятельство нас скорее обрадовало, чем расстроило. Мы так устали (укачались) от поездки по «шикарной» дороге, что давно хотели выгрузиться на волю. Быстро раскинули свой шатёр-палатку у сиротливо стоящего огромного камня на берегу чудесной Чайнашки и уснули «мертвецким» сном под барабанный стук дождя.

Итоги дня: прошли - 2 км, проехали – 50 км, ногами сбросили – 210 м высоты, на авто: сброс – 965 м, набор – 1345 м. Для сосудов головы ещё то испытание!
Видели: водопад Стайрынсу. Из окна авто видели несколько водопадов, но это не в счёт.

17 день, понедельник. Начало 2 части похода. Всё логично: начало новой недели, начало нового похода. Утром проковырялись со сборами: долго любовались горой Соухаузкая в Скалистом хребте, долиной Чайнашки, фотографировались. А куда спешить?

Геологическую дорогу на хребет, разделяющий долины Чайнашки и Туранашки, прекрасно видно. Она не крутыми серпантинами по восточному склону хребта переваливает в долину Туранашки, в верховье которой нужный нам пер.Пастуший. Перебродили неглубокую Чайнашку, пересекли пастбище, без проблем поднялись на хребет. Немного тут потолклись, рассматривая сверху долины Туранашки и Чайнашки, пытались увидеть перевалы в д.р.Думала на левом борту ущелья Чайнашки (пригодится когда-нибудь). Но стремительно начавшаяся портиться погода погнала нас вниз к выходу в цирк пер.Пастуший. Мечтали сходу взять перевал и угнездиться на озере Гийбашкёль (ведь всё уже рядом), но не вышло. В 10-30 нас накрыл дождь, град, снег. Успели только установить незакреплённую палатку прямо на дороге. Всё ничего, но местность в верховье Туранашки безводная! Собирали с палатки воду и снег, так что худо-бедно в жёсткой экономии воды просуществовали день. Даже с горячим обедом.
Итоги: прошли – 3 км, набрали – 170 м. Видели: кудрявый туман.

18 день, вторник. Утром обалдели от «поседевшей» за ночь местности. Особенно «порадовал» вид на пер.Пастуший, припорошенные снегом вершины хребта (Бог с ними, нам на них не идти) и тропу, по которой мы понуро полезли на перевал. «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». Будь хоть семи пядей во лбу, но как в горах обойти гору? Эхе-хе… «назвался груздем, полезай в кузов», то бишь на перевал. Тяжко нам дался этот перевал. Вроде несложный, тропа хорошая, но, честное слово, еле влезли. То ли усталость накопилась от гор. Всё-таки 18 дней бродим. То ли перележали в последние дни и расслабились? На рюкзаки не свалишь. Они заметно полегчали. Хотя в селении по пути в магазине мы хватали всё подряд: персики, хлеб, сыр, печенье, мороженное. У продавшицы от удивления чуть глаза из орбит не вылезли, хотя и без того у горянок глаза большие, выразительные.

На пер.Пастуший долго сидели, любуясь красотами. Сидели бы дольше, если бы не сумасшедший ветер, который охладил нас до такой степени, что мы побежали к озеру Гийбашкёль, чтобы согреться. Впрочем, бежать до него недалеко. Оно рядом, так что согреться не успели. Догревались горячим супчиком и чаем. В 12-00 налетел туман. В 15-00 начался небольшой дождь, стучавший как дятел по дереву до середины ночи. К утру заморозки. Палатка колом. А что мы хотели? Осень, однако.

Итоги дня: прошли- 3 км, набрали высоты – 540 м, сбросили – 100 м, взяли пер.Пастуший (Туранашки, н/к,3244 м).
Видели: озеро Гийбашкёль. Да что там видели? Стояли на его берегу несколько дней.

19 день, среда. Утро ясное. Пошли на пер.Яков радиально. Находится прямо над нашей стоянкой, набрать всего 250 м высоты. В 8-00 пополз туман из долины Черека Безенгийского. Пришлось на перевале долго не задерживаться, так что в 10-00 устроили чаепитие. Туман то наползал, то рассеивался и стало понятно, что такая канитель будет целый день. Не сидеть же в палатке? Отправились к озеру на 100 м ниже.

Оно совсем другое, чем «наше». Из озера водопадом вытекает река Сулдурсу. Кстати, с балкарского её название означает «забавная (игривая) речка». Может, водопады на ней подарили идею такого названия? В 16-00 начался «капельный» дождь, который так и не перешёл в «нормальный»: капал до ночи по чайной ложке в час.

Итоги дня: ходили много, но радиально, поэтому учёт не вели.
Видели: пер.Яков (1А, 3394 м)- радиально, озеро 3052 м.

20 день, четверг. Утро ясное. Но из д.р.Черек Балкарский уже поползли облака-туман в 6-20. Сегодня день насыщен всякими событиями. Из приятного – сходили на перевал Чайнашки Восточный радиально. Из неприятного – ручей, из которого брали воду, иссяк, только указатель в виде высокого турика, сложенного нами, остался, а от ручья ни следа. Зря радовались пару дней назад. Ручей-то был временным, после выпавшего снега на вершинах. Он таял и снабжал нас водой, а мы-то думали… Конечно, можно было брать воду из озера Гийбашкёль, но оно не проточное, рисковать здоровьем не хотелось. Пришлось два раза ходить к проточному озеру на 100 м ниже, зато обеспечили свой лагерь питьевой водой. Ещё из неприятного - на берегу того озера видели скелетированные останки коня. Лишнее предупреждение, что бывает с теми, кто, не зная броду, лезет в воду, т.е. идёт без тропы.

Видели: пер.В.Чайнашки (1А*, 3296 м) - радиально. 2 раза озеро 3052 м – но это вынужденно, поэтому не в счёт.

21 день, пятница. Утром в 5-00 попёрлись на пер.Туранашки встречать рассвет. Под перевалом в потёмках повстречали медведицу с 2 медвежатами. Лохматая мамаша спустила на нас камни, удирая вверх по склону, только пятки сверкали. На этом инцидент встречи с медведицей, прописанной в заповеднике по адресу: район озера Гийбашкёль, окончился. Рассвет был так себе, зато хребты в облаках классные.

Хоть что-то в награду за терпенье ужасной холодрыги и ветродуя. Околевшие от холода недолго отогревались чаем, свернули палатку, сложили пожитки и в путь на пер.Туранашки (в который уже раз?). Идти по тропе, изученной до мельчайших подробностей – одно удовольствие. По пути рассматривали медвежьи следы, интересные турики и шутки егерей в виде информационных табло «Не разжигать костры!». Юмор их оценили, на десятки километров вокруг не то, что нет леса, палки не найдёшь.

Спустились в долину Чайнашки на наше место к камню. И вовремя, т.к. сначала пришёл туман (что уже привычно), а потом дождь с усилением и продолжением.

Итоги дня: прошли – 6 км, набрали – 100 м, сбросили – 710 м высоты.
Видели: пер.Пастуший (Туранашки) – 2 раза, медведицу с детьми, череп козлика (тура), живых горных коз в этом походе видеть не довелось.

22 день, суббота. Скучная и грустная суббота. Мокрый густой туман и противный дождь. Осень, однако. Сидим безвылазно в палатке, как мыши в норе, подъедая съестные запасы.

23 день, воскресенье. Непогода. Продолжается великое сидение в палатке. Запасы еды тают, а вместе с ней и надежды на продолжение похода через пер.Школьный в долину р.Думала. К вечеру к палатке подъехал обеспокоенный пастух: не замёрзли? Не голодные? Живые и здоровые? Может, помощь какая нужна? Господи, как хорошо, что в горах такие душевные и отзывчивые люди. К счастью, мы ни в чём не нуждались, только в хорошей погоде. Но погода от пастуха не зависит и никак на неё он повлиять не может.

24 день, понедельник. Туманное хмурое утро. Но сил сидеть в палатке больше нет. Будь что будет. Решаем идти вниз в с.В.Балкария вместо запланированного вверх через пер.Школьный в с.Безенги. Перевал с долиной Думалы и селением Безенги со своими чудесами и красотами подождёт до лучших времён. Спешно, пока нет дождя, сворачиваем лагерь, запихиваем сыроватые шмотки в рюкзак и трусцой по раскисшей грунтовке вниз в Верхнюю Балкарию. Из норы выглянул удивлённый горностай: кто это так стучит копытами?

На яков, коров и коней совсем не похоже. Опознав в незнакомых зверях людей, горностай потерял к нам интерес и нырнул назад в уютное пространство норы, а мы поспешили дальше, опасаясь осадков, т.к. небо было всё обложено тучами. Но вот странное дело: чем ниже мы спускались, тем облачность улучшалась, хотя там, откуда мы уходили, по-прежнему было темно и мрачно. Такое впечатление, что нас изгоняли из гор. Ну, и ладно. Мы уже находились как говорится по горло. Навстречу скакала пара пограничников. Ни фамилий наших им не нужно, ни паспортов, ни пропусков в погранзону, а только честного слова, что мы покидаем горную местность. И звонить начальнику погранотряда не нужно, сами доложат, больше стоящих у них на учёте никакого нет. Минут за 10 до местного автобуса в Нальчик мы прибежали на остановку в с.Верхняя Балкария. Вот и всё, поход закончился. И как говорят в театре: «Финита ля комедия».
Итоги дня: прошли - 15 км, сбросили – 1300 м.

Итоги похода:
6 перевалов – пер.Штулувцек, пер.Курортный (рад), пер.Каласирт (рад), пер.Пастуший (Туранашки), пер.Яков (рад), пер.В.Чайнашки (рад).
1 вершина - Лехановцек.
7 долин рек – Черек Балкарский, Ахсу, Карасу, Штулусу, Лькези, Чайнашки, Туранашки.
8 водопадов – с л.Безымянный, л.Южный Суган, Стайрынсу, на р.Шари Северная, на ручье Каласирт, 2 водопада в урочище Субаши (по 100 м), безымянный в долине Чайнашки.
2 каньона – на реке Лькези.
5 озёр – Тагаластауат, озеро под л.Ю.Суган, озеро 2631 м, Гийбашкёль, озеро 3052 м.
Минеральные источники – в д.р.Черек Балкарский, в д.р.Карасу, в д.р.Штулусу
Напугали следующих животных и птиц: горностай один, семья уларов одна, медведица с 2 медвежатами, разрозенные группы туров, несколько собак и бесчисленные стада коров, овец, коней, яков...

Пройдено по линейному маршруту с учётом К=1,2 - 86 км (без радиальных выходов к интересным объектам).

Tags: Кабардино-Балкария, Россия, горы, природа, путешествия, туризм
Buy promo for minimal price.